| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система нормативных документов в строительстве СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАЗРАБОТКА
И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СНиП 82-01-95 МИНИСТЕРСТВО
СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКВА 1995 ПРЕДИСЛОВИЕ 1. Разработаны Главным управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя России, Государственным предприятием «Туластройпроект» и Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя России. Внесены Главным управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя России. 2. Приняты и введены в действие Постановлением Минстроя России от 20.06.95 № 18-60. 3. Взамен СНиП 5.01.18-86 «Положение о производственном нормировании расхода материалов в строительстве». СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕСтроительные нормы и правила (СНиП 82-01-95) «Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения» разработаны в соответствии с новыми экономическими условиями и действующими в России законодательством и нормативными актами федеральных органов Российской Федерации. СНиП 82-01-95 разработан в соответствии с общей Системой нормативных документов (п. 82 прил. Б СНиП 10-01-94) и устанавливает подсистему (комплекс) норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве, а также состав, основные методологические положения, порядок разработки, пересмотра норм и нормативов и области их применения. Подсистема (комплекс) формируется как открытая для дальнейшего развития и для создания норм и нормативов расхода материалов, разрабатываемых на общей методической и технической основе. Нормативные документы, детализирующие, развивающие и дополняющие данный СНиП, должны выпускаться в виде СНиП, СП, РДС и других нормативных документов и вводиться в действие соответствующими решениями Минстроя России. Министерства и другие центральные органы федеральной исполнительной власти, местная администрация республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, акционерные общества, строительные концерны и ассоциации в соответствии с предоставленными им правами могут разрабатывать методические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели по расходу материальных ресурсов, отражающие социальные и природно-климатические особенности территорий, специфику отдельных отраслей, производств и видов строительно-монтажных работ. При этом создаваемые методические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели должны отвечать требованиям настоящего СНиП, содержать эксплуатационные характеристики строительных материалов, изделий и конструкций, основанные на требованиях потребителя в соответствии с областью их применения и использоваться по согласованию между участниками инвестиционного процесса. СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ И НОРМАТИВОВ РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ NORMS OF MATERIALS USAGE FOR CONSTRUCTION INDUSTRY BASIC PRINCIPLES Дата введения 1996-01-01 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящие нормы и правила по разработке и применению норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве определяют основные цели, принципы, общую структуру подсистемы (комплекса) норм и нормативов расхода материалов, требования к видам норм и области их применения. СНиП 82-01-95 разработан в развитие и дополнение СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения». Положения настоящего документа обязательны для органов управления, предприятий, организаций и объединений независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Для организаций, осуществляющих разработку норм и нормативов расхода материалов в строительстве, соблюдение положений разделов 4, 5, 6 и п. 7.2 настоящего СНиП является обязательным. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящих нормах и правилах использованы положения следующих документов: ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения». ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов». ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению к содержанию стандартов». СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения». 3. ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящих строительных нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А, ГОСТ Р 1.0 и СНиП 10-01-94. 4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА ПОДСИСТЕМЫ (КОМПЛЕКСА)4.1. Подсистема (комплекс) норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве1 представляет собой совокупность взаимоувязанных методической основой, правила разработки, обновления и применения норм и нормативов расхода материалов, необходимого для производства строительной продукции, исходя из структуры управления строительством и стадий инвестиционного цикла на территории Российской Федерации. ___________ 1 В дальнейшем - подсистема (комплекс) норм расхода материалов. 4.2. Подсистема (комплекс) норм расхода материалов направлена на решение стоящих перед строительством задач с целью обеспечения: соответствия строительных материалов, конструкций и изделий своему назначению, безопасности в процессе их производства и эксплуатации в различных условиях при выполнении экономических и общетехнических требований; разработки и применения норм расхода материалов, позволяющих при оптимальной технологии получать строительную продукцию заданного качества с минимальными затратами; контроля за использованием государственных и других инвестиций в строительстве; рассмотрения в арбитражных судах и других инстанциях спорных вопросов между заказчиками и подрядчиками; методического единства разработки и применения подсистемы (комплекса) норм расхода материалов, позволяющего осуществлять привязку федеральных (типовых) норм в конкретных условиях производства с целью создания на их основе региональных, местных и других норм расхода материалов. 4.3. Объектами нормирования в подсистеме (комплексе) норм расхода материалов являются: единица объема работ; укрепленные и усредненные единицы строительной продукции; здания, сооружения и объекты строительства; виды строительных, специальных строительных и монтажных работ; единицы мощности, прироста мощности и другие единицы измерения строительной продукции. 4.4. Подсистема (комплекс) норм расхода материалов в строительстве построена на принципах прогрессивности, научно - технической обоснованности и взаимодействия с государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации. Прогрессивность норм обеспечивается путем отражения в них тенденций снижения материалоемкости единицы продукции или единицы объема работ и ориентации пользователя на рациональное использование сырьевых ресурсов, расширение применения материалов - заменителей и вторичных ресурсов. Научно-техническая обоснованность определяется максимальным отражением в нормах достижений в области техники, технологии, организации производства материалов, конструкций и изделий, методах ведения строительно-монтажных работ, а также современных способов их проектирования. Взаимодействие с государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации осуществляется посредством сопоставимости со стандартами по строительству и промышленности строительных материалов, строительным законодательством и стандартами технического развития зарубежных стран. 4.5. Структура подсистемы (комплекса) норм расхода материалов определена исходы из единства целей, задач и объектов нормирования. В ее составе формируются комплексы взаимоувязанных норм расхода материалов следующих видов: элементные, усредненные и укрупненные. По масштабу применения данные виды норм подразделяются на: федеральные (типовые), территориальные (региональные) и местные (фирменные). Федеральные (типовые) нормы могут быть элементными, усредненными и укрупненными. Территориальные (региональные) нормы могут быть усредненными и укрупненными. Местные (фирменные) нормы могут быть элементными. 4.6. Федеральная (типовая) элементная норма - это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ, учитывающий проектные характеристики материалов, их стандартное качество, типовые технологии изготовления продукции и производства строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации. Федеральная (типовая) элементная норма регламентирует расход материала в единице объема продукции (работ), обеспечивающий ему заданные свойства при рациональном использовании материала и оптимальных способах изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ. Федеральная (типовая) элементная норма содержит чистый расход материала и не включает отходы и потери, образующиеся при производстве, транспортировании и хранении. Перечень федеральных (типовых) элементных норм приведен в приложении Б. Местная (фирменная) элементная норма - это разработанный методами технического нормирования необходимый расход материала на производство единицы продукции или единицы объема работ заданного качества с учетом фактических характеристик материалов, технологий, условий изготовления изделий на конкретном заводе (полигоне) и производства подрядных работ в конкретной строительной организации. Местная (фирменная) элементная норма состоит из чистой нормы расхода материалов и нормы трудноустранимых отходов и потерь, образующихся в пределах строительной площадки. 4.7. Федеральная (типовая) усредненная норма - это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ заданного проектом качества, рассчитанный по усредненным характеристикам качества материалов и технологическим условиям изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации. Федеральная (типовая) усредненная норма включает чистый расход и типовые нормы трудноустранимых отходов и потерь. Перечень федеральных (типовых) усредненных норм приведен в приложении В. Территориальная (региональная) усредненная норма - это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ заданного качества с учетом усредненных характеристик материалов, технологий и условий изготовления изделий и на производстве подрядных работ в данном регионе, территории, республике, крае, области. Территориальная (региональная) усредненная норма состоит из чистой нормы и типовой нормы трудноустранимых отходов и потерь. 4.8. Федеральная (типовая) укрупненная норма - это расход материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов работ, технологических этапов и пусковых комплексов, возведения зданий, сооружений или их частей, рассчитанный на единицу стоимости строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на 1000 м2 приведенной общей площади жилых зданий и другие показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с учетом специфики отраслевой и внутриотраслевой принадлежности объектов строительства на территории Российской Федерации. Федеральная (типовая) укрупненная норма включает расход материалов, определенный по федеральным (типовым) усредненным нормам с учетом типовых норм отходов и потерь, образующихся при транспортировании от поставщика до потребителя, а также расход материалов, необходимый для выполнения вспомогательных работ (ремонтных, эксплуатационных и др.). Перечень федеральный (типовых) укрупненных норм приведен в приложении Г. Территориальная (региональная) укрупненная норма - это расход материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов, технологических и пусковых комплексов работ, возведения здания, сооружения или и частей, рассчитанный на единицу стоимости строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на 1000 м2 приведенной общей площади жилых зданий и другие показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с учетом отраслевой и внутриотраслевой специфики объектов строительства, а также природно-климатических, экологических и других особенностей данного региона, территории, края, области. Территориальная (региональная) укрупненная норма может быть сформирована либо посредством адаптации федеральной (типовой) укрупненной нормы к условиям данного региона, либо на основе региональных усредненных норм расхода материалов с учетом типовых норм отходов и потерь, образующихся при транспортировании от поставщика до потребителя, а также расхода материалов, необходимого для выполнения вспомогательных работ (ремонтных, эксплуатационных и др.). 4.9. Размерность норм расхода - единица измерения норм расхода сырья, материалов, изделий и конструкций - должна отвечать возможностям ее использования в организации и управлении строительным производством, статистической отчетности, бухгалтерском учете, других экономических расчетах и соответствовать применяемым единицам измерения ресурсов. При выборе единицы измерения нормы рекомендуется использовать единицы международной системы СИ: длина - в м, масса - в кг, объем - в м3, площадь - в м2. При разработке усредненных или укрупненных норм, наряду с указанными, можно использовать условные (приведенные) единицы измерения: черные металлы - в тоннах стали марки Ст3, цемент - в тоннах в пересчете на марку «400», лесоматериалы - в кубических метрах круглого леса, стеновые материалы - в тысячах штук условного кирпича, листы асбестоцементные - в тысячах штук условных плиток, трубы асбестоцементные и керамические - в метрах условных труб и т.д. Единицы измерения объектов нормирования (п. 4.3) должны в стоимостном или натуральном выражении соответствовать единицам измерения, использующимся при планировании, организации и управлении строительством исходя из инвестиционных циклов и уровней управления. 5. ПОРЯДОК И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ5.1. Порядок разработки, согласования, принятия и применения норм расхода материалов, установленный настоящим СНиПом, является обязательным для разработчиков элементных, усредненных и укрупненных норм - федеральных (типовых), территориальных (региональных) и местных (фирменных). 5.2. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются федеральные (типовые) нормы, устанавливается Минстроем России. Федеральные (типовые) нормы разрабатываются под методическим руководством и по заданию Минстроя России ведущими проектными, проектно-технологическими, научно-исследовательскими и другими организациями. Федеральные (типовые) нормы принимаются (согласовываются) Минстроем России и рекомендуются к использованию на всей территории Российской Федерации. 5.3. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются территориальные нормы, устанавливается местной администрацией республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований или действующими на всей территории региона предприятиями и организациями независимо от форм собственности. Территориальные нормы разрабатываются по действующим типовым (федеральным) методикам с учетом местных условий по заданию администрации региона проектными, проектно-технологическими, научно - исследовательскими и другими организациями. Территориальные нормы принимаются (согласовываются) в соответствии с действующим порядком и рекомендуются к использованию на территории данного региона. 5.4. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются местные нормы, устанавливается руководством строительно-монтажной организации, завода, фирмы, акционерного общества и т.п. Местные нормы разрабатываются по действующим типовым (федеральным) методикам с учетом фактических характеристик материалов, технологий, условий изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ на конкретном заводе (полигоне) и в конкретной строительной организации. Местные нормы утверждаются (согласовываются) руководством строительно-монтажной организации, завода, фирмы, акционерного общества и т.п. и рекомендуются к применению на данном предприятии и в организации. 5.5. В зависимости от вида норм (элементные, усредненные, укрупненные) могут применяться различные методы их нормирования. При разработке элементных норм используется сочетание расчетно-аналитического и опытного методов. Расчетно-аналитическим методом рассчитывается расход материалов на единицу продукции по данным рабочих чертежей, конструкторских спецификаций, рецептур, технологических регламентов и т.п. Нормируемые величины трудноустранимых технологических отходов и потерь определяются на основе карт технологических процессов, технологических карт раскроя, согласования обработки, актов взвешивания заготовок и т.п. Условия проведения опытов должны быть наиболее типичными для данной технологии конкретного производства и максимально приближенными к условиям реализации. При разработке усредненных и укрупненных норм используется в основном расчетно-аналитический метод в сочетании с отчетно-статистическим. При расчете указанным способом необходимо учитывать сопоставимость конструкций, технологий и организации производства, опыт передовых организаций, изменение структуры и ассортимента материалов с использованием данных об их фактических удельных расходах на единицу продукции или вид строительно-монтажных работ. 5.6. Нормы расхода материалов подлежат пересмотру по мере внедрения новых технологических процессов, повышения уровня организации строительного производства, изменения свойств и видов материалов, позволяющих уменьшить их расход на единицу продукции и вид строительно-монтажных работ. 6. СОДЕРЖАНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ6.1. Разработанные нормы и нормативные показатели расхода материальных ресурсов объединяются в сборники, и им присваивается соответствующий номер. Формы обложки и первой страницы нормативного документа по расходу материалов в строительстве приведены в приложениях Д, Е. Сборники норм и нормативов расхода материалов должны содержать техническую часть и таблицы норм. 6.2. Техническая часть должна состоять из разделов: «Общие указания», «Правила исчисления объемов работ» (или изделий) и «Коэффициенты к нормам». В разделе «Общие указания» должны помещаться общие для сборника сведения о назначении и порядке применения норм. Запрещается помещать в этом разделе информацию, влияющую на размер норм. В разделе «Правила исчисления объемов работ», кроме правил, могут приводиться при необходимости формулы и примеры расчетов. В разделе «Коэффициенты к нормам» при необходимости могут помещаться коэффициенты, разработанные для сокращения количества аналогичных норм при изменении условий производства работ, технологии, замене материалов, приспособлений и т.п. При этом условия использования коэффициентов должны быть четко определены. Пункты технической части должны иметь двойную нумерацию, состоящую из номера раздела и порядкового номера внутри раздела. 6.3. Таблицы норм должны иметь наименование, описание состава работ, измеритель и количественные показатели норм. Наименование таблицы должно обозначать процесс производства работ (изделий) и иметь самостоятельный законченный смысл. Не допускается присваивать одно наименование нескольким таблицам. Заголовочная часть таблицы может формироваться из нескольких уровней по вертикали. На верхнем уровне помещается информация, общая для многих норм; на втором - для нескольких норм и т.д.; на последнем - для одной нормы. Последовательное соединение наименования таблицы и информации, помещенной в заголовочной части таблицы, при прочтении сверху вниз должно давать законченное и грамматически правильное наименование нормы. В описании состава работ должен приводиться полный перечень основных операций. Если работа относится не ко всем нормам таблицы, то необходимо указывать номера граф, к которым она относится. 6.4. Измеритель должен относиться ко всем графам таблицы и содержать единицу измерения, множитель и поясняющий текст. 6.5. Наименование и единица измерения материала должны совпадать с наименованием и единицей измерения, предусмотренными Классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП). 6.6. Каждая графа таблицы должна включать нормы по конкретному варианту выполнения данного вида работ (изделия), а таблица в целом - объединять однородные нормы. Не рекомендуется объединять в одну таблицу нормы на разные виды работ (изделий) или нормы, имеющие разные измерители. Не следует под таблицами помещать примечания, содержащие информацию, влияющую на размер норм. 6.7. В сборниках таблицы норм рекомендуется объединять в разделы и подразделы. Каждый раздел и подраздел должен иметь номер и наименование. Разделы должны нумероваться в пределах сборника, а подразделы - в пределах раздела. Наименование подраздела должно конкретизировать наименование раздела, не повторяя его. 6.8. Нумерация разделов и таблиц норм ведется в целом по сборнику сквозным методом, а страниц - от титульного листа, являющегося первой страницей, без проставления на нем номера. Каждый сборник должен иметь оглавление. 7. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ7.1. Нормы и нормативные показатели расхода материалов в строительстве применяются в пределах установленной каждым документов области в соответствии с положениями, предусмотренными настоящим СНиПом. 7.2. Обязательные положения и требования настоящих строительных норм и правил подлежат применению всеми органами управления, предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, включая общественные и иные организации, совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами. Разрешение на отступления от обязательных требований настоящего СНиПа в обоснованных случаях дает Минстрой России в установленном порядке. 7.3. Рекомендательные положения данного СНиПа применяются по усмотрению исполнителя (разработчика норм) или потребителя (заказчика). После согласования этих положений в установленном порядке они являются обязательными как для исполнителя, так и для заказчика. 7.4. Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений настоящего СНиПа в соответствии с действующим законодательством. Приложение АТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Приложение БПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ (ТИПОВЫХ) ЭЛЕМЕНТНЫХ НОРМ
Примечание. Перечень сборников приведен в порядке их разработки, ввода в действие и издания. Приложение ВПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ (ТИПОВЫХ) УСРЕДНЕННЫХ НОРМ
Приложение ГПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ (ТИПОВЫХ) УКРУПНЕННЫХ НОРМ1. Нормы расхода материалов и изделий на 1000 м2 приведенной общей площади жилых зданий. 2. Нормы расхода материалов и изделий на единицу мощности (прироста мощности) по отраслям и видам производств. 3. Нормы расхода материалов и изделий на единицу сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства. Приложение ДФОРМА ОБЛОЖКИ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА ПО РАСХОДУ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Приложение ЕФОРМА ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА ПО РАСХОДУ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Ключевые слова: норма, нормативный показатель, расход материальных ресурсов, цели, задачи, принципы, структура, объект нормирования, метод разработки, размерность норм, область применения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |