Информационная система
«Ёшкин Кот»

XXXecatmenu

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
54934-2012/
OHSAS 18001:2007

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ
ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Требования

OHSAS 18001:2007
Occupational health and safety management systems -
Requirements
(IDT)

Москва

Стандартинформ

2012

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Институт безопасности труда», группой компаний «Интерсертифика», Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июля 2012 г. № 154-ст

4 Настоящий стандарт идентичен документу OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования» (OHSAS 18001:2007 «Occupational health and safety management systems - Requirements»).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения. 6

2 Нормативные ссылки. 6

3 Термины и определения. 6

4 Требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. 9

4.1 Общие требования. 9

4.2 Политика в области безопасности труда и охраны здоровья. 9

4.3 Планирование. 10

4.4 Внедрение и функционирование. 11

4.5 Проверки. 14

4.6 Анализ системы менеджмента высшим руководством организации. 17

Приложение А (справочное) Соответствие между настоящим стандартом, ИСО 14001:2004 и ИСО 9001:20001) 17

Приложение В (справочное) Соответствие между настоящим стандартом, OHSAS 18002 и ILO-OSH «Руководство по системам менеджмента безопасности труда и охраны здоровья». 20

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных документов национальным стандартам Российской Федерации. 23

Библиография. 23

Предисловие к OHSAS 18001:2007

Документ OHSAS, относящийся к серии документов по оценке безопасности труда и охраны здоровья (Occupational Health and Safety Assessment Series - OHSAS), и связанный с ним документ OHSAS 18002:2008 «Руководство по внедрению OHSAS 18001:2007» были разработаны для удовлетворения требований потребителей о необходимости наличия признанного стандарта для системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (далее - БТиОЗ), на основании которого их системы менеджмента могут быть оценены и сертифицированы.

Документ OHSAS разработан с учетом совместимости стандартов ИСО 9001:2000 (на систему менеджмента качества) и ИСО 14001:2004 (на систему экологического менеджмента), чтобы облегчить при необходимости интеграцию в организациях систем менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента БТиОЗ.

При необходимости документ OHSAS будет пересмотрен или изменен. Пересмотр также будет проведен при опубликовании новых редакций ИСО 9001 или ИСО 14001 с целью обеспечения дальнейшей совместимости.

Документ OHSAS будет отменен после публикации его содержимого в составе или в качестве международного стандарта.

Документ OHSAS разработан в соответствии с директивами ИСО/МЭК, часть 2.

Настоящая вторая редакция отменяет действие и заменяет первую редакцию (OHSAS 18001:1999), которая была подвергнута техническому пересмотру.

Принципиальные изменения по отношению к предыдущей редакции:

- вопросам охраны здоровья уделено больше внимания;

- OHSAS 18001 теперь рассматривают как стандарт, а не как документ или спецификацию, как это было ранее. Это отражает возросшее признание OHSAS 18001 в качестве основы для национальных стандартов на системы менеджмента БТиОЗ;

- диаграмма «Планируй - Делай - Проверяй - Действуй» приведена в обобщенном виде только во введении, а не в виде разрозненных диаграмм в начале каждого крупного раздела;

- нормативные ссылки в разделе 2 ограничены только международными документами;

- добавлены новые термины и пересмотрены существующие;

- значительно улучшено соответствие с ИСО 14001:2004 по структуре, а также улучшена совместимость с ИСО 9001:2000;

- термин «допустимый риск» заменен термином «приемлемый риск» (см. 3.1);

- термин «несчастный случай» теперь включен в термин «инцидент» (см. 3.9);

- определение термина «опасность» больше не включает в себя «нанесение ущерба собственности или окружающей среде в месте выполнения работ» (см. 3.6). Теперь считают, что такой ущерб напрямую не связан с системой менеджмента БТиОЗ, являющейся предметом документа OHSAS, и его относят к сфере менеджмента активов. Вместе с тем, риск, связанный с таким ущербом и оказывающий влияние на БТиОЗ, должен быть идентифицирован в процессе оценки рисков организации, и им следует управлять с помощью соответствующих мер;

- пункты 4.3.3 и 4.3.4 объедены для согласованности с ИСО 14001:2004;

- введено новое требование о рассмотрении мер управления рисками при планировании деятельности в области БТиОЗ с учетом их иерархии (см. 4.3.1);

- теперь менеджменту изменений уделено больше внимания (см. 4.3.1 и 4.4.6);

- добавлен новый раздел «Оценивание соответствия» (см. 4.5.2);

- введены новые требования к участию и обсуждению (см. 4.4.3.2);

- введены новые требования к расследованию инцидентов (см. 4.5.3.1).

Настоящая редакция не ставит своей целью охватить все условия контракта. Ответственность за правильное применение документа OHSAS несут пользователи.

Соответствие настоящему стандарту не освобождает от соблюдения правовых требований.

Введение

Организации различных видов деятельности проявляют растущую заинтересованность в достижении и демонстрации весомых результатов в области безопасности труда и охраны здоровья (БТиОЗ) путем управления рисками в области БТиОЗ согласно их политике и целям в области БТиОЗ. Эта деятельность осуществляется в условиях растущих правовых требований, совершенствования экономической политики и других мер, направленных на поддержку передового опыта в области БТиОЗ, а также в условиях возрастающей озабоченности заинтересованных сторон вопросами БТиОЗ.

Многие организации проводят анализ или аудит менеджмента БТиОЗ, чтобы оценить показатели деятельности в этой области. Однако проведения этих анализов и аудитов само по себе может быть не достаточно для обеспечения уверенности организации в том, что ее деятельность не только соответствует в настоящее время, но и в дальнейшем будет соответствовать правовым требованиям и собственной политике в области БТиОЗ. Анализы и аудиты для обеспечения их результативности должны проводиться в рамках действующей в организации структурированной системы менеджмента.

Документы OHSAS, охватывающие вопросы менеджмента БТиОЗ, предоставляют организациям возможность использования элементов результативной системы менеджмента БТиОЗ. Эти элементы, которые могут быть интегрированы с другими требованиями к менеджменту, помогут организациям в достижении целей в области БТиОЗ и экономических целей. OHSAS, как и другие стандарты, не предназначены для использования в целях создания нетарифных барьеров в торговле либо для ужесточения или изменения обязательств, налагаемых на организации правовыми требованиями.

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента БТиОЗ и позволяет организации разработать и реализовать политику и достигнуть целей, которые учитывают правовые требования и информацию о рисках в области БТиОЗ. Он предназначен для применения организациями любого типа и размера, независимо от различий в географических, культурных и социальных условиях. Основы такого подхода показаны на рисунке 1. Успех системы зависит от приверженности идее БТиОЗ на всех уровнях и во всех функциональных структурах организации и, в особенности, от приверженности высшего руководства. Система такого типа дает организации возможность разработать политику в области БТиОЗ; установить цели; создать механизмы для достижения обязательств, содержащихся в политике; осуществлять необходимые мероприятия для улучшения своей деятельности; демонстрировать соответствие системы требованиям настоящего стандарта. Общей целью настоящего стандарта является поддержка и распространение передового опыта в области БТиОЗ при сохранении баланса потребностей в безопасности труда и социально-экономических потребностей. Следует отметить, что многие требования настоящего стандарта могут быть применены сразу, или же их можно начать применять в любое время в последующем.

В настоящем стандарте приняты во внимание соответствующие положения из ИСО 9001, ИСО 14001, ILO-OSH и других стандартов или публикаций, касающихся систем менеджмента БТиОЗ. Это улучшает совместимость этих стандартов в интересах сообщества пользователей.

Существует важное различие между настоящим стандартом, который описывает требования к системе менеджмента БТиОЗ организации и может быть использован для сертификации и/или декларирования соответствия системы менеджмента БТиОЗ, и не предназначенным для сертификации руководством, разработанным для оказания общей помощи организации при создании, внедрении или совершенствовании системы менеджмента БТиОЗ. Менеджмент БТиОЗ охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии и конкурентоспособности. Демонстрация успешного внедрения настоящего стандарта может быть использована организацией для того, чтобы убедить заинтересованные стороны в наличии у нее надлежащей системы менеджмента БТиОЗ.

Организациям, которым требуется более подробное руководство по широкому кругу вопросов, касающихся системы менеджмента БТиОЗ, следует использовать OHSAS 18002. Все ссылки на другие международные стандарты приведены только для информации.

Примечание - Настоящий стандарт основан на методологии, известной как «Plan-Do-Check-Act» (PDCA). Методологию PDCA можно кратко описать следующим образом:

- планирование (plan) - установление целей и разработка процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с политикой организации в области БТиОЗ;

- осуществление (do) - внедрение процессов;

- проверка (check) - проведение мониторинга и измерения процессов для оценки их соответствия политике в области БТиОЗ, целям, правовым и другим требованиям и сообщение о результатах;

- действие (act) - принятие и реализация решений по постоянному улучшению показателей деятельности в области БТиОЗ.

Многие организации управляют своей деятельностью с помощью системы процессов и взаимодействий между ними. Такая методология может быть названа «процессным подходом». ИСО 9001 рекомендует применять процессный подход. Поскольку методология PDCA применима ко всем процессам, то обе методологии считают совместимыми.

Настоящий стандарт содержит требования, соответствие которым может быть подвергнуто объективному аудиту. При этом он не устанавливает абсолютных требований к показателям деятельности в области БТиОЗ сверх содержащихся в политике обязательств соблюдать соответствующие правовые, а также другие требования, которые организация обязалась выполнять, в целях предотвращения травм и ухудшения состояния здоровья, а также обязательств по постоянному улучшению. Таким образом, две организации, занимающиеся схожей деятельностью, но отличающиеся своими показателями деятельности в области БТиОЗ, могут обе соответствовать требованиям настоящего стандарта.

Настоящий стандарт не содержит требований, специфических для других систем менеджмента, таких как система менеджмента качества, система экологического менеджмента, системы защиты информации или системы финансового менеджмента, хотя элементы системы менеджмента БТиОЗ могут быть согласованы или интегрированы с соответствующими элементами других систем менеджмента. Возможно, что организация адаптирует свою(и) существующую(ие) систему(ы) менеджмента, чтобы создать систему менеджмента БТиОЗ, соответствующую требованиям настоящего стандарта. Следует отметить, что применение различных элементов системы менеджмента может отличаться в зависимости от поставленных целей и заинтересованных сторон.

Степень детализации, уровень сложности системы менеджмента БТиОЗ, объем документации и затрачиваемых на нее ресурсов зависят от ряда факторов, таких как область применения системы, размер организации, характер ее деятельности, изготавливаемая продукция, оказываемые услуги, а также корпоративная культура. В особенности это может касаться малых и средних предприятий.

Рисунок 1 - Модель системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Требования

Occupational health and safety management systems. Requirements

Дата введения - 2013-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента БТиОЗ, чтобы сделать организацию способной управлять рисками и улучшать показатели деятельности в области БТиОЗ. Стандарт не устанавливает конкретных критериев для оценки деятельности в области БТиОЗ и не содержит подробных требований для разработки системы менеджмента.

Настоящий стандарт может применяться любой организацией для:

a) создания системы менеджмента БТиОЗ для устранения или минимизации рисков для работников и других заинтересованных сторон, которые могут подвергаться опасностям производственных факторов, связанным с их деятельностью;

b) внедрения, обеспечения функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента БТиОЗ;

c) уверенности в том, что ее деятельность соответствует заявленной политике в области БТиОЗ;

d) демонстрации соответствия настоящему стандарту посредством:

1) проведения самооценки и декларирования соответствия или

2) получения подтверждения своего соответствия заинтересованными деятельностью организации сторонами, такими как потребители, или

3) получения от внешней по отношению к организации стороны подтверждения обоснованности декларации о соответствии, или

4) проведения сертификации системы менеджмента БТиОЗ.

Все требования настоящего стандарта применимы к любой системе менеджмента БТиОЗ. Уровень реализации этих требований в конкретной системе менеджмента БТиОЗ зависит от таких факторов, как политика организации в области БТиОЗ, характер и сложность ее деятельности и связанные с ней риски.

Настоящий стандарт предназначен для обеспечения БТиОЗ при осуществлении производственной деятельности и не касается других направлений деятельности, также имеющих отношение к здоровью и безопасности: программ оздоровления сотрудников, обеспечения безопасности продукции и услуг, предотвращения нанесения материального ущерба или вреда окружающей среде.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

OHSAS 18002:2008 Системы менеджмента БТиОЗ. Руководство по внедрению OHSAS 18001:2007 (OHSAS 18002:2008, Occupational health and safety management systems - Guidelines for the implementation of OHSAS 18001:2007)

МОТ-СУОТ:2001 Руководство по системам менеджмента БТиОЗ (ILO-OSH:2001, Guidelines on occupational safety and health management systems)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 приемлемый риск (acceptable risk): Риск, сниженный до уровня, который организация может допустить, учитывая применимые к ней правовые требования и собственную политику в области БТиОЗ (см. 3.16).

3.2 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс получения «свидетельств аудита» и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения «критериев аудита».

[ИСО 9000:2005, пункт 3.9.1]

Примечания

1 Понятие «независимый» не обязательно означает внешний для организации. Во многих случаях, особенно в малых организациях, независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту.

2 Для дальнейшего разъяснения терминов «свидетельство аудита» и «критерии аудита» следует обратиться к ИСО 19011.

3.3 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющийся процесс совершенствования системы менеджмента БТиОЗ (см. 3.13), направленный на улучшение общих показателей деятельности в области БТиОЗ (см. 3.15) в соответствии с политикой в области БТиОЗ (см. 3.16) организации (см. 3.17).

Примечания

1 Этот процесс не обязательно должен проходить во всех областях деятельности одновременно.

2 Адаптировано из ИСО 14001, пункт 3.2.

3.4 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия (см. 3.11) или другой нежелательной ситуации.

Примечания

1 У несоответствия может быть несколько причин.

2 Корректирующее действие предпринимают для предотвращения повторного события, тогда как предупреждающее действие (см. 3.18) - для предотвращения события.

[ИСО 9000:2005, пункт 3.6.5]

3.5 документ (document): Информация и соответствующий носитель.

Примечание - Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим компьютерным диском, фотографией или эталонным образцом, или их комбинацией.

[ИСО 14001:2004, пункт 3.4]

3.6 опасность (hazard): Объект, ситуация или действие, которые способны нанести вред человеку в виде травмы или ухудшения состояния здоровья (см. 3.8), или их сочетания.

3.7 идентификация опасности (hazard identification): Процесс признания существования опасности (см. 3.6) и определения ее характеристик.

3.8 ухудшение состояния здоровья (ill health): Идентифицируемое ухудшение физического или психического состояния, вызванное и/или усугубленное рабочей деятельностью и/или ситуацией, связанной с работой.

3.9 инцидент (incident): Событие(я), связанное(ые) с выполнением работы, в ходе или в результате которого(ых) возникают или могут возникнуть травма и иное ухудшение состояния здоровья (см. 3.8) (независимо от их тяжести) или смерть.

Примечания

1 Несчастный случай - это инцидент, который привел к травме, ухудшению состояния здоровья или смерти.

2 Инцидент, который не привел к возникновению травмы, ухудшению состояния здоровья или смерти, может также называться «почти произошедшим инцидентом», «почти случившимся инцидентом», «предпосылкой к инциденту» или «опасным происшествием».

3 Аварийная ситуация (см. 4.4.7) является частной разновидностью инцидента.

3.10 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц на месте выполнения работ (см. 3.23) или вне его, которое(ая) имеет отношение к показателям деятельности в области БТиОЗ (см. 3.15) организации (см. 3.17) или которое(ую) эти показатели затрагивают.

3.11 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.

[ИСО 9000:2005, пункт 3.6.2; ИСО 14001, пункт 3.15]

Примечание - Несоответствием может быть любое отклонение:

- от соответствующих стандартов, процедур, установившейся практики, правовых требований и так далее, имеющих отношение к выполняемой работе;

- от требований системы менеджмента БТиОЗ (см. 3.13).

3.12 безопасность труда и охрана здоровья (БТиОЗ) (occupational health and safety - OH&S): Условия и факторы, которые влияют или могут повлиять на состояние здоровья и безопасность сотрудников или других работников (включая временных работников и персонал подрядчика), посетителей или других лиц на месте выполнения работ (см. 3.23).

Примечание - На организацию могут распространяться правовые требования, касающиеся здоровья и безопасности лиц, находящихся за пределами конкретного места выполнения работ, или лиц, подвергаемых опасности в ходе или в результате деятельности, осуществляемой в месте выполнения работ.

3.13 система менеджмента БТиОЗ (OH&S management system): Часть системы менеджмента организации (см. 3.17), используемая для разработки и реализации ее политики в области БТиОЗ (см. 3.16), а также для менеджмента рисков (см. 3.21) в области БТиОЗ.

Примечания

1 Система менеджмента - это совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для разработки политики и постановки целей, а также достижения этих целей.

2 Система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию (например, оценку рисков, постановку целей), установленную ответственность, правила эксплуатации, процедуры (см. 3.19), процессы и ресурсы.

3 Адаптировано из ИСО 14001, пункт 3.8.

3.14 цель в области БТиОЗ (OH&S objective): Планируемое состояние БТиОЗ, выраженное через показатели деятельности в области БТиОЗ (см. 3.15), которое организация (см. 3.17) сама устанавливает перед собой для его достижения.

Примечания

1 Цели должны быть выражены количественно, за исключением случаев, когда это практически не осуществимо.

2 В соответствии с требованиями 4.3.3 цели в области БТиОЗ должны быть согласованы с политикой в области БТиОЗ (см. 3.16).

3.15 показатели деятельности в области БТиОЗ (OH&S performance): Измеримые результаты менеджмента рисков (см. 3.21) в области БТиОЗ, осуществляемого организацией (см. 3.17).

Примечания

1 Измерение показателей деятельности в области БТиОЗ включает в себя измерение результативности применяемых организацией мер управления.

2 В контексте систем менеджмента БТиОЗ (см. 3.13) результаты также могут быть измерены по отношению к политике в области БТиОЗ (см. 3.16) организации (см. 3.17), целям БТиОЗ (см. 3.14) и другим показателям деятельности в области БТиОЗ.

3.16 политика в области БТиОЗ (OH&S policy): Общие намерения и направление деятельности организации (см. 3.17) по отношению к своим показателям деятельности в области БТиОЗ (см. 3.15), официально сформулированные высшим руководством.

Примечания

1 Политика в области БТиОЗ обеспечивает основу для действий и для установления целей в области БТиОЗ (см. 3.14).

2 Адаптировано из ИСО 14001, пункт 3.11.

3.17 организация (organization): Компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти или учреждение, либо их часть, либо комбинация частей, официально учрежденные или нет, государственные или частные, выполняющие собственные функции и имеющие свой административный аппарат.

Примечание - Для организаций, состоящих из нескольких подразделений, каждое подразделение может быть определено как организация.

[ИСО 14001:2004, пункт 3.16]

3.18 предупреждающее действие (preventive action): Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия (см. 3.11) или другой потенциально нежелательной ситуации.

Примечания

1 У потенциального несоответствия может быть несколько причин.

2 Предупреждающее действие предпринимают для предотвращения события, тогда как корректирующее действие (см. 3.4) - для предотвращения повторного события.

[ИСО 9000:2005, пункт 3.6.4]

3.19 процедура (procedure): Установленный способ осуществления деятельности или процесса.

Примечание - Процедуры могут быть документированными или недокументированными.

[ИСО 9000:2005, пункт 3.4.5]

3.20 запись (record): Документ (см. 3.5), фиксирующий достигнутые результаты или содержащий свидетельство выполнения какой-либо деятельности.

[ИСО 14001:2004, пункт 3.20]

3.21 риск (risk): Сочетание вероятности того, что опасное событие произойдет или воздействие(ия) будет(ут) иметь место, и тяжести травмы или ухудшения состояния здоровья (см. 3.8), которые могут быть вызваны этим событием или воздействием(ями).

3.22 оценка рисков (risk assessment): Процесс оценивания риска(ов) (см. 3.21), связанного(ых) с опасностями, с учетом всех существующих мер управления и принятия решения о том, является ли риск приемлемым.

3.23 место выполнения работ (workplace): Физическое пространство, в котором связанная с работой деятельность осуществляется под управлением организации.

Примечание - При рассмотрении того, что представляет собой место выполнения работ, организация (см. 3.17) должна принимать во внимание условия и факторы, которые влияют или могут повлиять на состояние здоровья и безопасность персонала, который, например, находится в пути (перемещается на транспорте), работает на объекте клиента или заказчика или же работает дома.

4 Требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

4.1 Общие требования

Организация должна разрабатывать, документировать, внедрять, поддерживать функционирование и постоянно улучшать систему менеджмента БТиОЗ в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а также определить, каким образом она будет удовлетворять эти требования.

Организация должна установить и документально зафиксировать область применения ее системы менеджмента БТиОЗ.

4.2 Политика в области безопасности труда и охраны здоровья

Высшее руководство должно разработать и ввести в действие политику организации в области БТиОЗ и обеспечить, чтобы в рамках установленной области деятельности ее системы менеджмента эта политика:

a) соответствовала характеру и масштабу рисков организации в области БТиОЗ;

b) включала обязательство по предупреждению травм и ухудшения состояния здоровья, а также по постоянному улучшению менеджмента БТиОЗ и показателей деятельности в области БТиОЗ;

c) включала обязательства, как минимум, соответствовать применяемым правовым требованиям и другим требованиям в области БТиОЗ, которые организация обязалась выполнять и которые касаются ее опасностей в области БТиОЗ;

d) создавала основу для установления и анализа целей в области БТиОЗ;

e) документировалась, внедрялась и поддерживалась в актуальном состоянии;

f) была доведена до сведения всех лиц, которые работают под управлением организации, с целью уведомления об их личных обязанностях в области БТиОЗ;

g) была доступна для заинтересованных сторон и

h) периодически анализировалась для обеспечения того, чтобы оставаться актуальной и подходящей для организации.

4.3 Планирование

4.3.1 Идентификация опасностей, оценка рисков и установление мер управления

Организация должна разрабатывать, внедрять и обеспечивать выполнение процедур(ы) идентификации существующих опасностей, оценки рисков и установления необходимых мер управления рисками.

Процедура(ы) идентификации опасностей и оценки рисков должна(ы) учитывать:

a) обычные (повседневные) и редкие (разовые) виды деятельности;

b) деятельность всего персонала, имеющего доступ к месту выполнения работ (включая подрядчиков и посетителей);

c) поведение человека, его способности и другие человеческие факторы;

d) идентифицированные опасности, источники которых не связаны с местом выполнения работ, но которые способны неблагоприятно повлиять на состояние здоровья и безопасность персонала, находящегося под управлением организации в месте выполнения работ;

e) опасности, возникающие вблизи места выполнения работ в связи с деятельностью, осуществляемой под управлением организации и связанной с выполняемой работой.

Примечание 1 - Такие опасности могут быть оценены, скорее всего, как экологический аспект;

f) инфраструктуру, оборудование и материалы на месте выполнения работ, вне зависимости от того, предоставлены они самой организацией или другими сторонами;

g) изменения или предполагаемые изменения в организации, ее деятельности или материалах;

h) изменения в системе менеджмента БТиОЗ, в т.ч. временные, и их влияние на операции, процессы и деятельность;

i) применимые правовые акты, относящиеся к оценке рисков и использованию необходимых мер управления рисками (см. также примечание к 3.12);

j) планировку мест выполнения работ, процессы, установки, машины/оборудование, технологию и организацию работ, включая их адаптацию к способностям человека.

Методология идентификации опасностей и оценки рисков, принятая в организации, должна:

a) быть определена в отношении области ее использования, содержания и времени применения таким образом, чтобы являться предупреждающей (проактивной), а не реагирующей (реактивной);

b) обеспечивать идентификацию, ранжирование, документирование рисков и применение соответствующих мер управления ими.

Для менеджмента изменений организация должна определить опасности и риски в области БТиОЗ, связанные с изменениями в организации, в системе менеджмента БТиОЗ или в деятельности организации, до того, как эти изменения будут реализованы.

Организация должна обеспечить, чтобы результаты оценки рисков были учтены при определении мер управления.

При определении мер управления рисками или рассмотрении вопроса об изменении существующих мер необходимо соблюдать следующую приоритетность мер по снижению рисков:

a) устранение опасности;

b) замена одного риска другим;

c) применение технических мер управления рисками;

d) применение плакатов и знаков безопасности и/или административных мер управления рисками;

е) применение средств индивидуальной защиты.

Организация должна документировать, сохранять и актуализировать результаты идентификации опасностей, оценки рисков и установленных мер управления ими.

Организация должна обеспечить, чтобы риски в области БТиОЗ и установленные меры управления ими были приняты во внимание при разработке, внедрении и в процессе функционирования системы менеджмента БТиОЗ.

Примечание 2 - Дополнительную руководящую информацию по идентификации опасностей, оценке рисков и установлению мер управления ими можно найти в OHSAS 18002.

4.3.2 Правовые и другие требования в области безопасности труда и охраны здоровья

Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение процедур(ы) идентификации правовых и других требований в области БТиОЗ, применимых к организации, и осуществления доступа к ним.

Организация должна обеспечить, чтобы эти применимые правовые и другие требования, которые она обязалась выполнять, были учтены при разработке, внедрении и в процессе функционирования системы менеджмента БТиОЗ.

Организация должна своевременно актуализировать эту информацию.

Организация должна доводить соответствующие правовые и другие требования до лиц, работающих под ее управлением, а также до других заинтересованных сторон.

4.3.3 Цели и программа(ы)

Организация должна установить документально оформленные цели в области БТиОЗ для соответствующих функциональных структур и уровней управления организации и обеспечить их достижение.

Цели должны быть измеримы, где это практически осуществимо, и согласованы с политикой в области БТиОЗ, включая обязательства по предупреждению травм и иного ухудшения состояния здоровья, по соблюдению применимых правовых и других требований, которые организация обязалась выполнять, а также по постоянному улучшению.

При установлении и пересмотре целей организация должна принимать во внимание правовые и другие требования, которые она обязалась выполнять, а также свои риски в области БТиОЗ. Организация должна также учесть свои технологические возможности, финансовые, производственные и коммерческие потребности, а также мнения соответствующих заинтересованных сторон.

Организация должна разрабатывать, обеспечивать выполнение и исполнять программу(ы) для достижения целей в области БТиОЗ. Программа(ы), как минимум, должна(ы) включать:

a) установление ответственности и полномочий для достижения целей соответствующими функциональными структурами и уровнями управления организации, а также

b) способы и сроки достижения целей.

Программа(ы) должна(ы) регулярно через запланированные интервалы времени быть проанализированы и, при необходимости, скорректированы, чтобы обеспечить достижение целей.

4.4 Внедрение и функционирование

4.4.1 Ресурсы, роли, ответственность, подотчетность и полномочия

Высшее руководство должно взять на себя конечную ответственность за БТиОЗ и систему ее менеджмента.

Высшее руководство должно демонстрировать (наглядно проявлять) свои обязательства в отношении БТиОЗ путем:

a) обеспечения ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, функционирования и улучшения СМ БТиОЗ.

Примечание 1 - Ресурсы включают в себя людей со специальными профессиональными навыками, инфраструктуру, технологии и финансовые ресурсы;

b) установления ролей, распределения ответственности и подотчетности, делегирования полномочий, чтобы способствовать результативному менеджменту БТиОЗ; роли, ответственность, подотчетность и полномочия должны быть документированы и доведены до сведения соответствующих лиц.

В организации из числа высшего руководства должно быть назначено лицо(а), непосредственно отвечающее(ие) за БТиОЗ, независимо от возложенных на него (них) других обязанностей, и установлена его (их) роль и представлены полномочия для обеспечения того, чтобы:

a) СМ БТиОЗ была разработана, внедрена и функционировала в соответствии с настоящим стандартом;

b) отчеты о функционировании системы менеджмента БТиОЗ представлялись высшему руководству для анализа и использовались ими в качестве основы для улучшения этой системы.

Примечание 2 - Лицо, назначенное из числа высшего руководства [например, для больших организаций это может быть один из членов исполнительного комитета (дирекции)], может делегировать часть своих обязанностей представителю(ям) руководства более низкого уровня при условии, что последний будет подотчетен ему по этим вопросам.

Лицо, назначенное из числа высшего руководства, должно быть доступно всем лицам, осуществляющим свою деятельность под управлением организации.

Руководители всех уровней должны наглядно проявлять (демонстрировать) свои обязательства по постоянному улучшению показателей деятельности в области БТиОЗ.

Организация должна обеспечить, чтобы лица на местах выполнения работ несли ответственность за те аспекты БТиОЗ, которыми они управляют, включая соблюдение требований БТиОЗ, применимых к организации.

4.4.2 Компетентность, подготовка (обучение) и осведомленность персонала

Организация должна обеспечить, чтобы все лица, выполняющие задания под ее управлением и которые могут повлиять на БТиОЗ, были компетентны на основании соответствующего образования, подготовки (обучения) или опыта. Организация должна вести связанные с этим записи.

Организация должна выявить связанные с рисками и системой менеджмента БТиОЗ потребности в подготовке (обучении) персонала. Она должна осуществить (провести, обеспечить) обучение или предпринять другие действия для удовлетворения этих потребностей, оценить результативность подготовки (обучения) или других предпринятых действий, а также ведение связанных с этим записей.

Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение процедур(ы) обеспечения того, чтобы лица, работающие под ее управлением, были осведомлены:

a) о фактических или потенциальных последствиях их служебной деятельности и их поведения для БТиОЗ, а также о выгодах для БТиОЗ от улучшения их личной деятельности;

b) своих ролях и ответственности, а также о важности соответствия своей деятельности политике в области БТиОЗ, процедурам БТиОЗ и требованиям системы менеджмента БТиОЗ, включая требования подготовленности к аварийным ситуациям и реагированию на них (см. 4.4.7);

c) потенциальных последствиях отклонений от установленных процедур.

Процедуры подготовки (обучения) должны учитывать различные уровни:

a) ответственности, способностей, языковых навыков, образованности и

b) риска.

4.4.3 Обмен информацией, участие и обсуждения

4.4.3.1 Обмен информацией

В отношении опасностей в области БТиОЗ, а также собственной системы менеджмента БТиОЗ организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение следующих процедур:

a) внутреннего обмена информацией между различными уровнями и функциональными структурами;

b) обмена информацией с подрядчиками и другими посетителями места выполнения работ;

c) получения и документирования соответствующих обращений от внешних заинтересованных сторон и ответов на них.

4.4.3.2 Участие и обсуждения

Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение следующих процедур, обеспечивающих:

a) участие работников в функционировании системы менеджмента БТиОЗ путем:

- привлечения их к идентификации опасностей, оценке рисков и выбору мер управления рисками;

- привлечения их к расследованию инцидентов;

- привлечения их к разработке и анализу политики и целей в области БТиОЗ;

- обсуждения с ними всех изменений, которые могут повлиять на их безопасность труда и охрану здоровья;

- привлечения их представителей к рассмотрению вопросов БТиОЗ.

Работники должны быть информированы о мероприятиях, в которых они могут принимать участие, а также о том, кто является их представителем(ями) по вопросам БТиОЗ;

b) обсуждение с подрядчиками изменений, которые могут повлиять на обеспечение безопасности труда и охрану здоровья их работников.

Организация должна обеспечить, чтобы при необходимости были проведены обсуждения с соответствующими внешними заинтересованными сторонами по вопросам БТиОЗ, имеющим к ним отношение.

4.4.4 Документация

Документация системы менеджмента БТиОЗ должна включать:

a) политику и цели в области БТиОЗ;

b) описание области применения системы менеджмента БТиОЗ;

c) описания основных элементов системы менеджмента БТиОЗ и их взаимодействия, а также ссылки на соответствующие документы;

d) документы, включая записи, требуемые настоящим стандартом; и

e) документы, включая записи, установленные организацией как необходимые для результативного планирования и осуществления процессов, которые связаны с менеджментом рисков в области БТиОЗ, а также управления ими.

Примечание - Важно, чтобы документация соответствовала уровню сложности деятельности и связанным с ней опасностям и рискам и сводилась к минимуму, необходимому для обеспечения результативности и эффективности системы менеджмента БТиОЗ.

4.4.5 Управление документами

Должно быть обеспечено управление документами, которые требуют система менеджмента БТиОЗ и настоящий стандарт. Управление записями, представляющими собой особый тип документов, должно быть выполнено в соответствии с требованиями, приведенными в 4.5.4.

В организации должны быть разработаны, внедрены и выполнены следующие процедуры:

a) утверждения документов на предмет их адекватности перед выпуском;

b) анализа и актуализации, при необходимости, а также переутверждения документов;

c) обеспечения идентификации изменений и существующего на текущий момент статуса документа;

d) обеспечения того, чтобы соответствующие версии (редакции) применяемых документов находились на местах их использования;

e) обеспечения сохранности документов в состоянии, позволяющем их прочитать и легко идентифицировать;

f) обеспечения идентификации внешних документов, необходимых для планирования и функционирования системы менеджмента БТиОЗ, и управления их распространением;

g) предотвращения непреднамеренного использования устаревших документов и их идентификации, если документы сохранены для каких-либо целей.

4.4.6 Управление деятельностью

Организация должна определить те операции и виды деятельности, которые связаны с идентифицированными опасностями, и, где требуется, применение мер управления рисками в области БТиОЗ и, в том числе, менеджмента изменений (см. 4.3.1).

Для этих операций и видов деятельности организация должна внедрить и применять:

a) меры управления, приемлемые для организации и ее деятельности; эти меры организация должна интегрировать в свою систему менеджмента БТиОЗ;

b) меры управления, связанные с закупаемыми материалами (сырьем), оборудованием и услугами;

c) меры управления, связанные с подрядчиками и другими посетителями, имеющими доступ к местам выполнения работ;

d) документированные процедуры для ситуаций, где их отсутствие может привести к отклонениям от политики и целей в области БТиОЗ;

е) критерии приемлемости (допустимости) деятельности для тех случаев, когда отсутствие этих критериев может привести к отклонениям от политики и целей в области БТиОЗ.

4.4.7 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них

Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение следующих процедур:

a) идентификации возможных аварийных ситуаций,

b) реагирования на такие аварийные ситуации.

Организация должна реагировать на аварийные ситуации и предупреждать или смягчать связанные с ними неблагоприятные последствия для БТиОЗ.

При планировании действий по реагированию на аварийные ситуации организация должна учитывать интересы соответствующих заинтересованных сторон, например, аварийных служб, организаций и населения, расположенных поблизости.

Также, в тех случаях, когда это практически возможно, организация должна периодически проводить практическую проверку своих процедур реагирования на аварийные ситуации, привлекая, по возможности, соответствующие заинтересованные стороны.

Организация должна периодически анализировать и, если это необходимо, корректировать свою готовность к аварийным ситуациям и реагированию на них, в особенности после периодических проверок и произошедших аварийных ситуаций (см. 4.5.3).

4.5 Проверки

4.5.1 Измерение и мониторинг показателей деятельности

Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение процедур регулярного измерения и мониторинга показателей деятельности в области БТиОЗ. Такие процедуры должны предусматривать:

a) как качественные, так и количественные измерения показателей деятельности в области БТиОЗ, соответствующие потребностям организации;

b) мониторинг степени достижения целей организации в области БТиОЗ;

c) мониторинг результативности мер управления (как охраной здоровья, так и безопасностью труда);

d) предварительные измерения показателей деятельности, которые позволяют проводить мониторинг соответствия программе(ам) БТиОЗ, мерам управления и критериям приемлемости (допустимости) деятельности;

e) реагирующие измерения показателей деятельности для мониторинга состояния здоровья в случаях выявления его ухудшения, инцидентов (включая несчастные случаи, «почти произошедшие» инциденты и др.) и других имевших место в прошлом свидетельств неудовлетворительных показателей деятельности в области БТиОЗ;

f) ведение записей данных и результатов мониторинга и измерений, достаточных для того, чтобы облегчить последующий анализ корректирующих и предупреждающих действий.

Если необходимо оборудование для измерения и мониторинга показателей деятельности, организация должна установить и выполнять процедуры поверки оборудования, его калибровки и технического обслуживания. Записи о поверке, калибровке, техническом обслуживании и их результатах следует сохранять.

4.5.2 Оценивание соответствия

4.5.2.1 Согласно своему обязательству соблюдать соответствие [см. 4.2, перечисление с)] организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение процедур(ы) периодического оценивания соответствия своей деятельности применимым правовым требованиям в области БТиОЗ (см. 4.3.2). Записи о результатах такого оценивания организация должна сохранять.

Примечание - Частота периодического оценивания для разных правовых требований может быть разной.

4.5.2.2 Организация должна оценивать соответствие своей деятельности другим требованиям, которые она обязалась выполнять (см. 4.3.2). Организация может объединить это оценивание с оцениванием соответствия правовым требованиям в области БТиОЗ (см. 4.5.2.1) или разработать для этого отдельную процедуру(ы).

Организация должна сохранять записи результатов такого периодического оценивания.

Примечание - Частота периодического оценивания для разных требований, которые организация обязалась выполнять, может быть разной.

4.5.3 Расследование инцидентов, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия

4.5.3.1 Расследование инцидентов

Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение процедур(ы) регистрации, расследования и анализа инцидентов, для того чтобы:

a) выявить недостатки в БТиОЗ и другие факторы, которые могут быть причиной инцидентов или способствовать им;

b) определить потребность в корректирующем действии;

c) определить возможности для предупреждающего действия;

d) выявить возможности для постоянного улучшения;

e) распространять информацию о результатах таких расследований. Расследования должны быть проведены в установленные сроки.

Любая выявленная потребность в корректирующем действии также, как и любая возможность в предупреждающем действии, должна быть реализована в соответствии с 4.5.3.2.

Результаты расследования инцидентов должны быть документированы и сохранены.

4.5.3.2 Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия

Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение процедур(ы) обращения с выявленными и потенциальными несоответствиями в области БТиОЗ, а также осуществления корректирующих и предупреждающих действий.

Процедура(ы) должна(ы) устанавливать требования, касающиеся:

a) идентификации и устранения несоответствий, а также проведения мероприятий по смягчению их последствий для БТиОЗ;

b) проведения исследования несоответствий, выявления причин их возникновения и осуществления действий, направленных на недопущение их повторения;

c) оценивания необходимости в действиях по предотвращению появления несоответствий и проведения таких действий, разработанных для исключения их возникновения;

d) регистрации результатов корректирующих и предупреждающих действий и доведения этих результатов до соответствующих лиц и

e) анализа результативности предпринятых корректирующих и предупреждающих действий.

Если планируемые корректирующие и предупреждающие действия связаны с новыми или измененными опасностями, а также выявлена необходимость в новых мерах управления или изменении существующих, то процедура должна предписывать, чтобы до осуществления этих действий было проведено оценивание рисков.

Любое корректирующее или предупреждающее действие, предпринимаемое для устранения причин выявленных или потенциальных несоответствий, должно соответствовать масштабу проблемы и быть соразмерным оцененным рискам в области БТиОЗ.

Все необходимые изменения, являющиеся результатом предпринятых корректирующих или предупреждающих действий, должны быть внесены в документацию системы менеджмента БТиОЗ.

4.5.4 Управление записями

Организация должна установить, вести и сохранять записи, необходимые для подтверждения соответствия требованиям, предъявляемым к собственной системе менеджмента БТиОЗ, и требованиям настоящего стандарта, а также записи о достигнутых в области БТиОЗ результатах.

Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение процедур(ы) идентификации, хранения, обеспечения сохранности, поиска, определения сроков хранения записей и порядка их изъятия/уничтожения.

Записи должны быть разборчивыми, идентифицируемыми, прослеживаемыми и должны сохраняться в таком состоянии.

4.5.5 Внутренний аудит

Организация должна с запланированной периодичностью проводить внутренние аудиты системы менеджмента БТиОЗ с целью:

a) установления, действительно ли система менеджмента БТиОЗ:

1) соответствует запланированным мероприятиям в области БТиОЗ и требованиям настоящего стандарта;

2) должным образом внедрена, а ее функционирование обеспечено;

3) является результативной в осуществлении политики и достижении целей организации в области БТиОЗ;

b) предоставления информации о результатах аудита соответствующим руководителям.

Программа(ы) аудитов в плановом порядке должна(ы) разрабатываться, реализовываться и поддерживаться в актуальном состоянии с учетом результатов оценки рисков, связанных с деятельностью организации, и результатов предыдущих аудитов.

Должна быть разработана, внедрена и выполнена процедура(ы) проведения аудита, которая устанавливает:

a) требования к планированию и проведению аудита, отчетности о его результатах, сохранению записей; ответственность лиц, участвующих в этой деятельности, и требования к их компетентности;

b) критерии аудита, область его проведения, периодичность и методы проведения.

Отбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечить объективность и беспристрастность процесса аудита.

4.6 Анализ системы менеджмента высшим руководством организации

Высшее руководство организации должно с запланированной периодичностью анализировать систему менеджмента БТиОЗ в целях обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. Анализ должен включать оценивание возможностей для улучшения БТиОЗ и потребностей в изменениях, в том числе политику и цели в области БТиОЗ. Записи об анализе системы менеджмента высшим руководством должны быть сохранены.

Исходные данные, анализируемые высшим руководством, должны включать информацию:

a) о результатах внутренних аудитов и оценивания соответствия правовым, а также другим требованиям в области БТиОЗ, которые организация обязалась выполнять;

b) результатах участия работников и обсуждении (см. 4.4.3);

c) об обмене информацией с внешними заинтересованными сторонами, включая претензии;

d) о показателях деятельности организации в области БТиОЗ;

e) степени достижения целей в области БТиОЗ;

f) ходе и состоянии расследований инцидентов, корректирующих и предупреждающих действий;

g) действиях, предпринятых в организации по результатам предыдущих анализов;

h) об изменившихся обстоятельствах, включая изменения требований правовых и других документов в области БТиОЗ; и

i) о рекомендациях по улучшению БТиОЗ.

Результаты проведенного руководством анализа должны быть согласованы с обязательствами организации по постоянному улучшению БТиОЗ и должны включать все решения и действия, связанные с возможными изменениями:

a) показателей деятельности в области БТиОЗ;

b) политики и целей в области БТиОЗ;

c) ресурсов и

d) других элементов системы менеджмента БТиОЗ.

Соответствующие результаты анализа, проведенного высшим руководством организации, должны быть доступны для ознакомления и обсуждения (см. 4.4.3).

Приложение А
(справочное)

Соответствие между настоящим стандартом, ИСО 14001:2004 и ИСО 9001:20001)

Таблица А.1

Настоящий стандарт

ИСО 14001:2004

ИСО 9001:2000

-

Введение

-

Введение

0

Введение

0.1

Общие положения

0.2

Процессный подход

0.3

Связь с ИСО 9004

0.4

Совместимость с другими

системами менеджмента

Разд 1

Область применения

1

Область применения

1

Область применения

1.1

Общие положения

1.2

Применение

Разд 2

Нормативные ссылки

2

Нормативные ссылки

2

Нормативные ссылки

Разд 3

Термины и определения

3

Термины и определения

3

Термины

Разд 4

Требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

4

Требования к системе экологического менеджмента

4

Система менеджмента качества

Разд 4.1

Общие требования

4.1

Общие требования

4.1

Общие требования

5.5

Ответственность, полномочия и обмен информацией

5.5.1

Ответственность и полномочия

Разд 4.2

Политика в области безопасности труда и охраны здоровья

4.2

Экологическая политика

5.1

Обязательства руководства

5.3

Политика в области качества

8.5.1

Постоянное улучшение

Разд 4.3

Планирование

4.3

Планирование

5.4

Планирование

Разд 4.3.1

Идентификация опасностей, оценка рисков и установление мер управления

4.3.1

Экологические аспекты

5.2

Ориентация на потребителя

7.2.1

Определение требований, относящихся к продукции

7.2.2

Анализ требований, относящихся к продукции

Разд 4.3.2

Правовые и другие требования в области безопасности труда и охраны здоровья

4.3.2

Законодательные и другие требования

5.2

Ориентация на потребителя

7.2.1

Определение требований, относящихся к продукции

Разд 4.3.3

Цели и программа(ы)

4.3.3

Цели, задачи и программа(ы)

5.4.1

Цели в области качества

5.4.2

Планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества

8.5.1

Постоянное улучшение

Разд 4.4

Внедрение и функционирование

4.4

Внедрение и функционирование

7

Процессы жизненного цикла продукции

Разд 4.4.1

Ресурсы, роли, ответственность, подотчетность и полномочия

4.4.1

Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия

5.1

Обязательства руководства

5.5.1

Ответственность и полномочия

5.5.2

Представитель руководства

6.1

Обеспечение ресурсами

6.3

Инфраструктура

Разд 4.4.2

Компетентность, подготовка (обучение) и осведомленность персонала

4.4.2

Компетентность, подготовка и осведомленность

6.2.1

Общие положения

6.2.2

Компетентность, осведомленность и подготовка

Разд 4.4.3

Обмен информацией, участие и обсуждения

4.4.3

Обмен информацией

5.5.3

Внутренний обмен информацией

7.2.3

Связь с потребителями

Разд 4.4.4

Документация

4.4.4

Документация

4.2.1

Общие положения

Разд 4.4.5

Управление документами

4.4.5

Управление документами

4.2.3

Управление документацией

Разд 4.4.6

Управление деятельностью

4.4.6

Управление операциями

7.1

Планирование процессов жизненного цикла продукции

7.2

Процессы, связанные с потребителями

7.2.1

Определение требований, относящихся к продукции

7.2.2

Анализ требований, относящихся к продукции

7.3

Проектирование и разработка

7.3.1

Планирование проектирования и разработки

7.3.2

Входные данные для проектирования и разработки

7.3.3

Выходные данные проектирования и разработки

7.3.4

Анализ проекта и разработки

7.3.5

Верификация проекта и разработки

7.3.6

Валидация проекта и разработки

7.3.7

Управление изменениями проекта и разработки

7.4

Закупки

7.4.1

Процесс закупок

7.4.2

Информация по закупкам

7.4.3

Верификация закупленной продукции

7.5

Производство и обслуживание

7.5.1

Управление производством и обслуживанием

7.5.2

Валидация процессов производства и обслуживания

7.5.5

Сохранение соответствия продукции

Разд 4.4.7

Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них

4.4.7

Готовность к нештатным ситуациям, авариям и ответные действия

8.3

Управление несоответствующей продукцией

Разд 4.5

Проверки

4.5

Контроль

8

Измерение, анализ и улучшение

Разд 4.5.1

Измерение и мониторинг показателей деятельности

4.5.1

Мониторинг и измерение

7.6

Управление устройствами для мониторинга и измерений

8.1

Общие положения

8.2.3

Мониторинг и измерение процессов

8.2.4

Мониторинг и измерение продукции

8.4

Анализ данных

Разд 4.5.2

Оценивание соответствия

4.5.2

Оценка соответствия

8.2.3

Мониторинг и измерение процессов

8.2.4

Мониторинг и измерение продукции

Разд 4.5.3

Расследование инцидентов, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия

-

-

-

-

Разд 4.5.3.1

Расследование инцидентов

-

-

-

-

Разд 4.5.3.2

Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия

4.5.3

Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия

8.3

Управление несоответствующей продукцией

8.4

Анализ данных

8.5.2

Корректирующие действия

8.5.3

Предупреждающие действия

Разд 4.5.4

Управление записями

4.5.4

Управление записями

4.2.4

Управление записями

Разд 4.5.5

Внутренний аудит

4.5.5

Внутренний аудит

8.2.2

Внутренние аудиты (проверки)

Разд 4.6

Анализ системы менеджмента высшим руководством организации

4.6

Анализ со стороны руководства

5.1

Обязательства руководства

5.6

Анализ со стороны руководства (только заголовок)

5.6.1

Общие положения

5.6.2

Входные данные для анализа

5.6.3

Выходные данные для анализа

8.5.1

Постоянное улучшение

______________

1) В настоящее время действует ИСО 9001:2008.

Приложение В
(справочное)

Соответствие между настоящим стандартом, OHSAS 18002 и ILO-OSH «Руководство по
системам менеджмента безопасности труда и охраны здоровья»

В.1 Введение

В настоящем приложении идентифицированы ключевые расхождения между Руководством ILO-OSH Международной организации труда, с одной стороны, и настоящим стандартом и OHSAS 18002, с другой, а также приведена сравнительная оценка различающихся требований.

Следует отметить, что каких-либо существенных расхождений выявлено не было.

Следовательно, те организации, которые внедрили систему менеджмента БТиОЗ, соответствующую настоящему стандарту, могут быть уверены, что их система менеджмента БТиОЗ будет также совместима с рекомендациями Руководства ILO-OSH.

Таблица соответствия между конкретными разделами настоящего стандарта и OHSAS 18002 и разделами Руководства ILO-OSH представлена в В.4.

В.2 Обзор

Двумя главными целями Руководства ILO-OSH являются:

a) помочь странам в создании своей национальной основы для систем менеджмента БТиОЗ;

b) предоставить отдельным организациям руководящие указания по вопросу включения элементов, касающихся безопасности труда и охраны здоровья, в общую политику и управленческую деятельность руководителей.

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента БТиОЗ, чтобы помочь организациям управлять рисками и улучшать показатели их деятельности в области БТиОЗ. OHSAS 18002 содержит руководящие указания по внедрению OHSAS 18001. Поэтому настоящий стандарт и OHSAS 18002 сопоставимы с разделом 3 «Система менеджмента БТиОЗ в организации» Руководства ILO-OSH.

В.3 Детальный анализ раздела 3 Руководства ILO-OSH в сопоставлении с настоящим стандартом и OHSAS 18002

В.3.1 Область применения

Руководство ILO-OSH нацелено на работников организации. Интересы настоящего стандарта и OHSAS 18002 шире, поскольку охватывают всех лиц, действующих под управлением организации, а также другие заинтересованные стороны.

В.3.2 Модель системы менеджмента БТиОЗ

Модели, представляющие основные элементы системы менеджмента БТиОЗ, в Руководстве ILO-OSH и в настоящем стандарте, и OHSAS 18002 эквивалентны.

В.3.3 Подраздел 3.2 ILO-OSH «Участие работников»

В.3.2.4 Руководства ILO-OSH содержатся следующие рекомендации: «Сотрудникам следует быть уверенными в том, что в соответствии с национальными законами и сложившейся практикой создана и результативно функционирует комиссия по безопасности труда и охране здоровья и что представители работников по этим вопросам признаны».

Согласно 4.4.3 настоящего стандарта организация должна разработать процедуру для обмена информацией, участия и обсуждения и вовлекать в эту деятельность большой спектр заинтересованных сторон (благодаря более широкой области применения стандарта).

В.3.4 Подраздел 3.3 ILO-OSH «Ответственность и подотчетность»

В.3.3.1(h) Руководства ILO-OSH рекомендуется разработать программы профилактики заболеваний и оздоровления работников. В настоящем стандарте и OHSAS 18002 это требование отсутствует.

В.3.5 Подраздел 3.4 ILO-OSH «Компетентность и подготовка персонала»

В.3.4.4 Руководства ILO-OSH рекомендуется: «Подготовку персонала следует осуществлять для всех ее участников на бесплатной основе и, если это возможно, в рабочее время». Это положение не является требованием настоящего стандарта и OHSAS 18002.

В.3.6 Подраздел 3.10.4 ILO-OSH «Обеспечение»

В Руководстве ILO-OSH подчеркивается, что требования организации относительно БТиОЗ следует включить в спецификации на закупку и лизинг.

В настоящем стандарте и OHSAS 18002 отношение к обеспечению выражено через требования, касающиеся оценки рисков, выявления правовых требований и установления мер управления процессами.

В.3.7 Подраздел 3.10.5 ILO-OSH «Деятельность по контрактам»

В Руководстве ILO-OSH определены шаги, которые должны быть предприняты, чтобы получить уверенность в том, что требования организации по вопросам БТиОЗ применены к подрядчикам (последние, кроме этого, обеспечиваются кратким изложением необходимых действий для обеспечения уверенности в том, что эти действия выполняются). Это подразумевается также в настоящем стандарте и OHSAS 18002.

В.3.8 Подраздел 3.12 ILO-OSH «Расследование связанных с работой травм, ухудшений состояния здоровья и инцидентов, а также их влияния на показатели деятельности в области БТиОЗ»

В Руководстве ILO-OSH не требуется, чтобы корректирующие или предупреждающие действия были проанализированы до их внедрения с помощью процесса оценки рисков, как это установлено в 4.5.3.2 настоящего стандарта.

В.3.9 Подраздел 3.13 ILO-OSH «Аудит»

В Руководстве ILO-OSH содержатся рекомендации по отбору аудиторов. В отличие от этого настоящий стандарт и OHSAS 18002 просто требуют, чтобы персонал, осуществляющий аудиты, был беспристрастным и объективным.

В.3.10 Подраздел 3.16 ILO-OSH «Постоянное улучшение»

В Руководстве ILO-OSH это оформлено как отдельный подраздел. В нем подробно описаны мероприятия, которые следует учитывать для достижения постоянного улучшения. Подобные мероприятия детально представлены на всем протяжении настоящего стандарта и не сведены в самостоятельный соответствующий раздел.

В.4 Соответствие между настоящим стандартом и OHSAS 18002 и Руководством ILO-OSH

Таблица В.1

Раздел

Настоящий стандарт и OHSAS 18002

Раздел

Руководство ILO-OSH

Введение

-

Введение

3.0

Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья в организации

Предисловие

-

Международная организация труда

Разд 1

Область применения

1.0

Цели

Разд 2

Нормативные ссылки

-

Библиография

Разд 3

Термины и определения

-

Глоссарий

Разд 4

Требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

-

-

Разд 4.1

Общие требования

3.0

Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья в организации

Разд 4.2

Политика в области безопасности труда и охраны здоровья

3.1

Политика в области безопасности труда и охраны здоровья

3.16

Постоянное улучшение

Разд 4.3

Планирование

-

Планирование и внедрение

Разд 4.3.1

Идентификация опасностей, оценка рисков и установление мер управления

3.7

Первичный анализ

3.8

Планирование, разработка и внедрение системы

3.10

Предотвращение опасностей

3.10.1

Предупреждающие меры и меры по управлению

3.10.2

Менеджмент изменений

3.10.5

Деятельность по контракту

Разд 4.3.2

Правовые и другие требования в области безопасности труда и охраны здоровья

3.7.2

(Первичный анализ)

3.10.1.2

(Предупреждающие меры и меры по управлению)

Разд 4.3.3

Цели и программа(ы)

3.8

Планирование, разработка и внедрение системы

3.9

Цели в области безопасности труда и охраны здоровья

3.16

Постоянное улучшение

Разд 4.4

Внедрение и функционирование

-

-

Разд 4.4.1

Ресурсы, роли, ответственность, подотчетность и полномочия

3.3

Ответственность и подотчетность

3.8

Планирование, разработка и внедрение системы

3.16

Постоянное улучшение

Разд 4.4.2

Компетентность, подготовка (обучение) и осведомленность персонала

3.4

Компетентность персонала и его подготовка

Разд 4.4.3

Обмен информацией, участие и обсуждения

3.2

Участие работников

3.6

Обмен информацией

Разд 4.4.4

Документация

3.5

Документация системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

Разд 4.4.5

Управление документами

3.5

Документация системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

Разд 4.4.6

Управление деятельностью

3.10.2

Менеджмент изменений

3.10.4

Закупки

3.10.5

Деятельность по контракту

Разд 4.4.7

Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них

3.10.3

Предотвращение аварийных ситуаций, подготовленность к ним и реагирование на них

Разд 4.5

Проверки

-

Оценивание

Разд 4.5.1

Измерение и мониторинг показателей деятельности

3.11

Измерение и мониторинг показателей деятельности

Разд 4.5.2

Оценивание соответствия

-

-

Разд 4.5.3

Расследование инцидентов, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия

-

-

Разд 4.5.3.1

Расследование инцидентов

3.12

Расследование связанных с работой травм, ухудшений состояния здоровья и инцидентов, а также их влияния на показатели деятельности в области безопасности труда и охраны здоровья

3.16

Постоянное улучшение

Разд 4.5.3.2

Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия

3.15

Предупреждающие и корректирующие действия

Разд 4.5.4

Управление записями

3.5

Документация системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

Разд 4.5.5

Внутренний аудит

3.13

Аудит

Разд 4.6

Анализ системы менеджмента высшим руководством организации

3.14

Анализ высшим руководством

3.16

Постоянное улучшение

Приложение ДА
(справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных документов
национальным стандартам Российской Федерации

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного документа

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ILO-OSH 2001

IDT

ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»

OHSAS 18002:2008

-

*

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного документа. Перевод данного документа находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия документов:

- IDT - идентичные документы.

Библиография

[1]   ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

[2]   ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования

[3]   ИСО 14001:2004 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по их применению

[4]   ИСО 19011:2002 Руководство по проведению аудитов систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента

Ключевые слова: система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья; требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, политика в области безопасности труда и охраны здоровья, идентификация опасностей, оценка рисков



© 2013 Ёшкин Кот :-)