| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 Р 50-605-100-94 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ 
 ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ  
 ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва 
 Предисловие 1 РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России с участием рабочей группы специалистов Института экономики ЦНИИчермета РАЗРАБОТЧИКИ Е.В. Пашков, канд. техн. наук; М.Б. Плущевский; Н.А. Мельник; В.Н. Шварц 2 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом от 10.06.94 № 29 директора ВНИИстандарт 3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ 
 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕЧерная металлургия России, обладая мощным производственным потенциалом, позволяющим и основном устойчиво обеспечивать народное хозяйство всеми видами металлопродукции, относится к наиболее энергоемким отраслям промышленности и потребляет более 7,0 % топлива и более 10 % электроэнергии, расходуемых народным хозяйством России. Повышение эффективности использования топлива и энергии с целью снижения энергоемкости металлургической промышленности является непременным условием роста эффективности работы отрасли и увеличения рентабельности производства. Эффективность энергопотребления характеризуется удельным расходом топлива и электроэнергии на производство 1 т продукции отрасли. Развитие черной металлургии характеризуется тенденцией постоянного снижения расхода топлива на единицу продукции. Главное воздействие при этом оказывает технический уровень производства и масштаб использования новых энергосберегающих технологий. За последнее десятилетие в черной металлургии всех стран получили широкое применение такие энергосберегающие технологии, как непрерывная разливка стали, внепечная обработка жидкого металла, непрерывные процессы прокатки и отделки продукции. На экономию топлива влияет также увеличение использования вторичных тепловых энергоресурсов внедрение теплоутилизационных установок. Черная металлургия России по темпам прироста использования энергосберегающих технологий отстает от других стран, поэтому и темпы снижения энергоемкости здесь ниже, чем в Японии или США. Кроме технического уровня производства, на эффективность энергопотребления влияют внешние для отрасли факторы: цены на энергоносители и доступность источников снабжения топливом. Следует отметить, что за последние годы в отрасли были разработаны энергосберегающие программы, которые, однако, не были выполнены в полном объеме из-за отсутствия выделенных для отрасли достаточных капиталовложений и ресурсов оборудования. Уровень износа основных производственных фондов в отрасли в настоящее время составляет более 45 %, а машин и оборудования - около 60 %. Сверхнормативный срок службы имеют 85 % мартеновских печей, 60 % электросталеплавильных и 55 % ферросплавных печей, 55,5 % доменных печей, 74,4 % станов горячей и 44 % холодной прокатки. Поэтому осуществлять энергосберегающие технологии на таком изношенном оборудовании крайне сложно. Необходима коренная реконструкция отрасли с заменой старых технологий и оборудования на новые, энергосберегающие. При проектировании новых (реконструируемых) предприятий, цехов и внедрении новых технологий необходимо проводить расчеты энергоемкости продукции, которая должна соответствовать лучшим отечественным и зарубежным аналогам. Концентрируя мероприятия по энергосбережению в черной металлургии, настоящие рекомендации не рассматривают эффекты перераспределения энергобаланса между топливом и энергией, не содержат также анализа мер экономического характера по стимулированию энергосбережения в черной металлургии, т.к. это объекты других нормативных документов. В то же время любому предприятию (объединению), заводу, имеющим отношение к разработке, внедрению (освоению) или использованию технологических процессов в черной металлургии, рекомендуется ознакомиться с настоящим документом, включающим разнообразные энергосберегающие технологические мероприятия по снижению расхода котельно-печного топлива с учетом накопленного в стране и за рубежом опыта работы в проблемной области. 
 Р 50-605-100-94 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ Энергосбережение ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ  Технологические мероприятия
по снижению расхода  Energy conservation. Base directions of energy
conservation in ferrous  Дата введения 1995-01-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1.1 Настоящие рекомендации устанавливают эффективные освоенные и прогнозируемые мероприятия по энергосбережению, оцениваемые с помощью показателей экономии котельно-печного топлива, дающих конкретное (пооперационное) представление о расходе топлива и потенциале экономии удельных затрат топлива применительно к основным технологическим процессам в черной металлургии: производству агломерата и окатышей, коксохимическому, доменному, сталеплавильному, прокатному и трубопрокатному видам производства. 1.2 Настоящие рекомендации дают представление о современном состоянии потребления котельно-печного топлива в процессах черной металлургии в стране и за рубежом с ориентацией на энергосбережение. 1.3 Настоящие рекомендации предназначены для всех предприятий и организации, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности. 2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТОЯНИИ ТОПЛИВОИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЧЕРНОЙ
МЕТАЛЛУРГИИ. 
 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
    Объем потребления, тыс. т у.т./%  | 
   
  ||
| 
    1985 г.  | 
   
   
    1990 г.  | 
   
  |
| 
   Уголь (энергетический)  | 
  
  
   2114,2/2,3  | 
  
  
   2108,8/2,2  | 
  
 
| 
   Кокс  | 
  
  
   27719,7/30,0  | 
  
  
   28295,6/30,0  | 
  
 
| 
   Коксовая мелочь  | 
  
  
   3491,0/3,8  | 
  
  
   3514,3/3,7  | 
  
 
| 
   Коксик (коксовый орех)  | 
  
  
   453,7/0,5  | 
  
  
   408,7/0,4  | 
  
 
| 
   Природный газ  | 
  
  
   30873,3/33,4  | 
  
  
   33379,7/35,4  | 
  
 
| 
   Коксовый газ  | 
  
  
   9286,3/10,1  | 
  
  
   9427,5/10,0  | 
  
 
| 
   Доменный газ  | 
  
  
   12604,9/13,6  | 
  
  
   12301,2/13,1  | 
  
 
| 
   Мазут  | 
  
  
   4726,4/5,1  | 
  
  
   3991,7/4,2  | 
  
 
| 
   Промпродукт  | 
  
  
   448,2/0,5  | 
  
  
   322,1/0,3  | 
  
 
| 
   Прочие виды топлива  | 
  
  
   631,9/0,7  | 
  
  
   486,2/0,7  | 
  
 
| 
   Итого, топлива  | 
  
  
   92349,7/100,0  | 
  
  
   94235,8/100,0  | 
  
 
Как видно из приведенных данных, наибольшую долю в топливном балансе занимают природный газ (35,4 %) и кокс (30,0 %), причем расход природного газа за последние годы возрастал из-за снижения выхода коксового и доменного газов в связи с сокращением производства чугуна. Отрасль сокращала потребление такого дефицитного топлива, как мазут, вследствие газификации металлургических предприятий и сокращения производства мартеновской стали - основного потребителя мазута.
В табл. 2 показана структура расхода топлива основными производствами черной металлургии.
Таблица 2 - Структура расхода топлива по основным производствам отрасли на период 1985 - 1990 гг.
| 
    Расход топлива  | 
   
  ||||
| 
    1985 г.  | 
   
   
    1990 г.  | 
   
  |||
| 
    тыс. т у.т.  | 
   
   
    %  | 
   
   
    тыс. т у.т.  | 
   
   
    %  | 
   
  |
| 
   Производство агломерата  | 
  
  
   4589,1  | 
  
  
   5,0  | 
  
  
   4318,0  | 
  
  
   4,6  | 
  
 
| 
   Производство окатышей  | 
  
  
   859,1  | 
  
  
   0,9  | 
  
  
   811,0  | 
  
  
   0,9  | 
  
 
| 
   Производство чугуна  | 
  
  
   34665,6  | 
  
  
   37,5  | 
  
  
   34409,1  | 
  
  
   36,5  | 
  
 
| 
   Обогрев кауперон  | 
  
  
   4766,0  | 
  
  
   5,2  | 
  
  
   4616,8  | 
  
  
   4,9  | 
  
 
| 
   Обогрев коксовых батарей  | 
  
  
   4774,6  | 
  
  
   5,2  | 
  
  
   4535,7  | 
  
  
   4,8  | 
  
 
| 
   Производство мартеновской стали  | 
  
  
   6405,0  | 
  
  
   6,9  | 
  
  
   5936,2  | 
  
  
   6,3  | 
  
 
| 
   Производство конвертерной стали  | 
  
  
   243,1  | 
  
  
   0,3  | 
  
  
   345,0  | 
  
  
   0,4  | 
  
 
| 
   Производство электростали  | 
  
  
   199,7  | 
  
  
   0,2  | 
  
  
   261,0  | 
  
  
   0,3  | 
  
 
| 
   Производство проката  | 
  
  
   8153,6  | 
  
  
   8,8  | 
  
  
   8357,2  | 
  
  
   8,9  | 
  
 
| 
   Производство труб  | 
  
  
   1006,9  | 
  
  
   1,1  | 
  
  
   945,1  | 
  
  
   1,0  | 
  
 
| 
   Энергонужды  | 
  
  
   17557,7  | 
  
  
   19,0  | 
  
  
   18917,7  | 
  
  
   20,0  | 
  
 
| 
   Прочие нужды  | 
  
  
   9129,3  | 
  
  
   9,9  | 
  
  
   10782,0  | 
  
  
   11,4  | 
  
 
| 
   Итого:  | 
  
  
   92349,7  | 
  
  
   100,0  | 
  
  
   94235,8  | 
  
  
   100,0  | 
  
 
Как видно из табл. 2, основным топливоемким производством в отрасли является производство чугуна, где потребляется до 90 % дорогостоящего кокса, расходуемого отраслью. Поэтому очень важно осуществлять энергосбережение, в первую очередь в доменном производстве. В остальных технологические производствах экономится в основном природный газ (при осуществлении энергосберегающих мероприятий), за исключением мартеновского производства, где вывод из эксплуатации мартеновских печен и замена их электросталеплавильными или конвертерными печами позволяет экономить жидкое топливо - мазут и в небольшом количестве другие виды топлива.
Таблица 3 - Удельный расход топлива на основные виды продукции в период 1985 - 1990 гг.
| 
    Удельный расход топлива, кг у.т./т  | 
   
  ||
| 
    1985 г.  | 
   
   
    1990 г.  | 
   
  |
| 
   Чугун  | 
  
  
   603,8  | 
  
  
   580,7  | 
  
 
| 
   Агломерат  | 
  
  
   64,2  | 
  
  
   60,8  | 
  
 
| 
   Окатыши  | 
  
  
   30,1  | 
  
  
   26,0  | 
  
 
| 
   Сталь мартеновская  | 
  
  
   137,2  | 
  
  
   134,0  | 
  
 
| 
   Прокат  | 
  
  
   124,2  | 
  
  
   122,7  | 
  
 
| 
   Трубы стальные  | 
  
  
   94,2  | 
  
  
   84,1  | 
  
 
| 
   Обогрев кауперов  | 
  
  
   83,6  | 
  
  
   77,9  | 
  
 
| 
   Обогрев коксовых батарей  | 
  
  
   93,6  | 
  
  
   94,7  | 
  
 
За последние годы удельные расходы топлива на основные виды продукции черной металлургии России неуклонно снижались, что говорит об эффективности использования топлива в отраслях. В табл. 3 показано изменение удельных расходов топлива на основные виды продукции за период 1985 - 1990 гг.
Экономия энергоресурсов достигнута за счет:
- улучшения режима эксплуатации действующего оборудования;
- проведения энергосберегающих организационно-технических мероприятий;
- технического перевооружения и модернизации процессов и оборудования и внедрения новых энергосберегающих технологий;
- сокращения потерь и увеличения степени использования вторичных энергоресурсов.
Эти направления характерны для черной металлургии всех стран, но существенно различаются по степени их использования. Интенсивность энергосбережения в отрасли по России недостаточна вследствие таких факторов, как:
- крайне низкие темпы технического переоснащения отрасли;
- медленное внедрение новых энергосберегающих технологий и оборудования;
- слабая оснащенность отрасли современными средствами регулирования, контроля и учета расхода топлива и энергии;
- отсутствие у предприятий экономических стимулов к энергосбережению;
- низкие цены (действовавшие до 1992 г.) на энергоносители, что делало мероприятия по экономии для предприятий часто нерентабельными.
Таблица 4 - Удельный расход топлива по видам производства и США, Японии, ФРГ
| 
    Удельный расход топлива, кг у.т./т  | 
   
  |||
| 
    США  | 
   
   
    Япония  | 
   
   
    ФРГ  | 
   
  |
| 
   Производство агломерата  | 
  
  
   74,0  | 
  
  
   46,5  | 
  
  
   64,8  | 
  
 
| 
   Обогрев коксовых батарей (в расчете на 1 т угольной шихты)  | 
  
  
   105,0  | 
  
  
   81,0  | 
  
  
   97,6  | 
  
 
| 
   Нагрев рекуператоров (в расчете на 1 т чугуна)  | 
  
  
   85,3  | 
  
  
   52,4  | 
  
  
   72,8  | 
  
 
| 
   Производство чугуна  | 
  
  
   556,3  | 
  
  
   506,0  | 
  
  
   512,4  | 
  
 
| 
   в т.ч. расход кокса, кг/т  | 
  
  
   500  | 
  
  
   463  | 
  
  
   465  | 
  
 
| 
   Производство мартеновской стали  | 
  
  
   134,6  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
 
| 
   Производство проката  | 
  
  
   128,1  | 
  
  
   47,0  | 
  
  
   90,2  | 
  
 
Для сравнения в табл. 4 приведен удельный расход топлива на производство некоторых видов металлургической продукции по ряду зарубежных стран за 1989 г. (по расчетам, проведенным Институтом экономики черной металлургии).
Направления и показатели эффективности использования топлива в основных производствах черной металлургии за рубежом приведены в приложении А.
Несмотря на достигнутые в стране успехи в экономии топливно-энергетических ресурсов за последние годы снижение норм удельных расходов топлива на основные виды продукции замедлилось, а за 1991 г. и первое полугодие 1992 г. фактические расходы даже увеличились.
Основными причинами перерасхода топлива являются:
- нарушение технологической дисциплины и режимов энергопотребления;
- неритмичная поставка сырья и снижение объемов производства основных видов металлургической продукции;
- сверхнормативные горячие простои металлургических печей и агрегатов;
- нарушение графика ремонта и увеличение аварийности оборудования;
- недостаточная реализация энергосберегающих мероприятий;
- неудовлетворительный контроль за расходованием энергоресурсов (в том числе из-за слабого внедрения систем автоматического управления (САУ);
- пренебрежение предприятиями задачей экономии энергоресурсов.
В металлургии есть достаточные резервы для более эффективной экономии топлива. Намеченный на перспективу технический прогресс отрасли, сопровождающийся модернизацией металлургического производства, изменением структуры сталеплавильного производства, внедрением энергосберегающих технологий и оборудования, позволит снизить энергоемкость металлургической продукции и расход топлива в черной металлургии.
Необходимые мероприятия по энергосбережению должны разрабатываться по трем основным направлениям:
- экономия топлива в самом металлургическом агрегате;
- создание энергосберегающих технологий и оборудования, автоматизация тепловых процессов;
- максимальное использование тепловых и горючих вторичных энергоресурсов.
Для энергоемкого оборудования важным является удельный показатель потребления топлива, определяемый как расход, отнесенный к производительности.
К перспективным следует отнести работы по стандартизации нормативов расхода топлива для энергоемкого оборудования и технологических процессов. До настоящего времени разработка и внедрение стандартов, регламентирующих нормативы - предельные значения удельного расхода топлива, не получили заметного развития (перечень действующих стандартов в этой области см. в приложении Б).
Ниже представлены технологические мероприятия по снижению расхода котельно-печного топлива в основных производствах черной металлургии. Рассмотренные мероприятия прошли промышленное и полупромышленное опробирование.
3.1 Производство агломерата
Основные мероприятия, направленные на экономию топлива, связаны с модернизацией оборудования агломерационных фабрик и совершенствованием технологии производства агломерата:
- увеличение слоя спекаемой шихты от 240 до 450 мм с установкой высоконапорных нагнетателей типов 12000-П-1 и 13000-П-1;
- применение технологии накатывания тонкоизмельченного твердого топлива (до 0,5 мм) на гранулы окомкованной шихты;
- использование тепла охлаждения агломерата для подогрева шихты и отвод воздуха от головной части линейного охладителя агломерата для подачи его в горн с установкой высоконапорных дымососов;
- комбинированный нагрев шихты;
- реконструкция агломашин АМК-312 с увеличением площади спекания и ликвидацией узла грохочения горячего агломерата и реконструкцией загрузочного узла охлаждения ОП-315 с укладкой кусков агломерата максимального размера в нижнюю часть слоя;
- ввод извести в шихту взамен известняка;
- рециркуляция газов в тракте агломашин (до 50 % отходящих газов) с подачей рециркулянта в слой спекаемой шихты и одновременным увлажнением;
- замена коксовой мелочи другими видами топлива (с учетом действующих цен и изменением их в перспективе);
- реализация работы агломашин АКМ-312 при однослойной загрузке шихты (экономия твердого топлива 3 - 5 %);
- реализация усовершенствованной системы загрузки шихты на агломашину (экономия твердого топлива 2 - 3 %).
3.2 Производство окатышей
Экономию топлива возможно получить путем совершенствования технологии производства окатышей и реконструкции оборудования за счет:
- совершенствования машин ОК-306, а также ввода обжиговых машин с площадью спекания 520 м2 (вместо 306 м2). Последнее потребует установки высоконапорных дымососов со сменными сопатками для ОК-306 - 1,0 млн. м3/ч; 520 м2 - 1,5 млн. м3/ч;
- совершенствования технологии и тепловых схем обжига окатышей (интенсификация процессов сушки и обжига, использование комбинированного способа обжига окатышей со сжиганием газа над слоем и в слое окатышей, применение эффективных горелочных устройств и пр.);
- увеличения степени рециркуляции газов из зоны охлаждения для сушки;
- увеличения высоты спекаемого слоя с установкой высоконапорных нагнетателей;
- совершенствования тепловых схем обжига окатышей с оптимизацией конструктивных элементов газовоздушных трактов и параметров работы тяго-дутьевого оборудования (до 10 кг у.т./т ОК-108, 3 кг у.т./т - ОК-306);
- оптимизации состава гранул, высоты слоя и диаметра окатышей (2,5 кг у.т./т);
- реализации систем отопления на основе инжекционных горелок с использованием высокотемпературного воздуха (экономия топлива до 10 %);
- реализации высокоинтенсивных режимов обжига (термоциклические режимы, комбинированный обжиг со сжиганием газообразного и пылеугольного топлива над слоем и в слое окатышей), экономия топлива до 3 %;
- автоматизации процессов подготовки сырья на основе математического описания и применения УВМ и микропроцессоров (экономия топлива до 3,5 %).
В производстве окатышей экономится природный газ и мазут.
3.3 Коксохимическое производство
Основным мероприятием, способствующим экономии топлива в коксохимическом производстве, является реконструкция и замена устаревших коксовых батарей на новые. В настоящее время не более 10 % коксовых батарей соответствует современному уровню.
Снижению расхода топлива будет способствовать также:
- внедрение процесса термической обработки шихты;
- обеспечение оптимального соотношения «газ - воздух» в отопительной системе коксовых печей.
Следует заметить, что освоение в производстве новых процессов коксования, таких как частичное брикетирование угольной шихты перед коксованием, избирательное дробление и трамбование угольной шихты, производство формованного кокса, не приведет к экономии топлива, а лишь позволит заменить дорогостоящие и дефицитные коксующиеся угли на слабоспекающиеся (газовые) угли.
3.4 Доменное производство
Доменный процесс является наиболее топливоемким (см. таблицу 2) в черной металлургии, поэтому вопросам энергосбережения в этом процессе уделяется самое большое внимание, особенно снижению удельного расхода дорогостоящего кокса. Экономию кокса возможно получить в основном за счет расширения масштабов применения традиционных методов совершенствования техники и технологии доменного производства. Главные из них следующие:
- улучшение качества шихтовых материалов (повышение содержания железа в шихте, снижение содержания мелочи в агломерате (фракции 0 - 5 мм), увеличение доли окускованных материалов в железорудной части шихты, снижение расхода сырого известняка);
- совершенствование параметров доменной плавки (повышение температуры дутья, повышение давления газа на колошнике, снижение влажности дутья);
- частичная замена кокса другими энергоносителями (природный газ, угольная пыль);
- внедрение нового оборудования (бесконусные засыпные аппараты, подвижные колошниковые плиты);
- внедрение АСУ доменной плавки и автоматического регулирования загрузки шихты.
Экономия кокса в доменном производстве (в натуре - в килограммах и процентах) показана в табл. 5.
Такая мера, как значительное повышение содержания железа в шихте, потребует коренной реконструкции и даже строительства новых обогатительных фабрик; увеличение температуры дутья - новых температуростойких огнеупоров; внедрение пылеуловительного топлива (ПУТ) - дорогостоящих установок для вдувания пыли - и ряда экологических мероприятий.
3.5 Сталеплавильное производство
Значительную экономию топлива в сталеплавильном производстве возможно получить за счет совершенствования структуры выплавки стали - замены мартеновского производства (вывод мартеновских печей) электросталеплавильным и конверторным. Удельный расход топлива на мартеновский процесс составляет 134 кг у.т./т, в то время как в конверторном - 8 - 15 кг у.т./т, в электроплавильном - 30 кг у.т./т, поскольку здесь топливо расходуется не на сам процесс, а только на сушку и разогрев сталеразливочных ковшей, изложниц и футеровки. Поэтому в сталеплавильном производстве удельных показателей экономии топлива нет, а учитывается суммарная экономия от вывода мартеновских печей. К основным мероприятиям экономии топлива в сталеплавильном производстве относится внедрение непрерывной разливки стали.
Внедрение машин непрерывного литья должно сопровождаться учетом следующих тенденций, сложившихся в мировой практике:
- перестраивание кристаллизатора;
- увеличение частоты качания кристаллизатора до 400 цикл./мин;
- переход на воздушное и водовоздушное охлаждение под кристаллизатором;
- обеспечение нескольких точек разгиба и малой высоты машин;
- высокая степень автоматизации;
- экранирование затвердевшего слитка изоляционными панелями.
Кроме того, необходимо создавать новые агрегаты - машины непрерывного литья продукции, близкой по размерам к готовой продукции, среди них такие, как:
- литье тонких слябов толщиной 5 - 10 мм с деформацией слитка с жидким ядром;
- литье полос толщиной 5 - 10 мм на машинах с движущимся кристаллизатором.
3.6 Прокатное и трубопрокатное производство
Одним из основных направлений экономии топлива является производство непрерывнолитых слябов и заготовок, которое составило в 1990 г. 20,5 млн. т (или около 18 % всего производства стали). При этом устраняется нагрев слитков в нагревательных колодцах.
Эффективными методами экономии топлива являются следующие новые технологии:
- оптимизация температурно-тепловых режимов работы нагревательных печей в зависимости от производительности стана, марочного состава стали и геометрии нагреваемых заготовок (15 кг у.т./т);
- герметизация печей, применение новых конструкций заслонок на окнах посада и выдачи (0,3 - 1,1 кг/т);
- сооружение экранирующих стенок в борове нагревательного колодца (0,5 кг/т);
- внедрение эффективной двухслойной изоляции подовых труб сроком службы не менее 2 лет (10 кг у.т./т);
- применение на трубах высоких «горячих» рейтеров и замена монолитной подины толкательных печей в томильной зоне на подовые трубы с рейтерами данной конструкции (3 кг у.т./т);
- использование новых систем отопления, таких как регенеративные горелочные блоки, позволяющие получить подогрев воздуха до температур 1000 - 1100 °С и снизить температуру уходящих газов до 170 - 250 °С, а также использование рекуперативных горелок с температурой подогрева воздуха до 200 °С (20 - 40 кг у.т./т);
- внедрение на печах и нагревательных колодцах металлических трубчатых и струйных рекуператоров с температурой подогрева воздуха не менее 500 °С (15 кг у.т./т);
- снижение температуры нагрева металла в зависимости от допустимых нагрузок на валки и допустимой жесткости клетей (13 - 15 кг у.т./т);
- нагрев в колодцах слитков с большим содержанием жидкой фазы, когда колодец попользуется не как нагревательное устройство, а как термостат (12 - 18 кг у.т./т);
- организация горячего и теплого посада заготовок в печи при любых возможных температурах;
- сжигание топлива с минимальным избытком воздуха (1,05), контроль за содержанием кислорода в продуктах сгорания (4 кг у.т./т);
- экранирование транспортных рольгангов теплоизоляционными панелями (3 кг у.т./т);
- внедрение контролируемой прокатки;
- внедрение АСУ тепловыми режимами работы нагревательных печей (3 кг у.т./т);
- создание совмещенных агрегатов МНЛЗ - печь - стан, транзитная прокатка (20 - 40 кг у.т./т);
- удлинение проходных печей за счет увеличения методической зоны (3 - 8 кг у.т./т).
Кроме рассмотренных выше энергосберегающих технологических мероприятий в основных производствах отрасли, потребляющих около 70 % котельно-печного топлива в топливном балансе черной металлургии, экономию топлива (примерно 15 - 20 %) можно получить за счет увеличения использования вторичных тепловых энергоресурсов путем сооружения теплоутилизационных установок (ТУУ) в каждом производстве отрасли и в результате коренной реконструкции и ввода нового теплоэнергетического оборудования, которое используется для выработки энергетической продукции (электроэнергии, сжатого воздуха, доменного дутья, теплоэнергии).
В табл. 5 приведены значения удельной экономии топлива (на 1 т продукции) или в процентах экономии от внедрения конкретного мероприятия.
Таблица 5 - Потенциальная экономии топлива по основным видам производства и мероприятиям
| 
    Основные энергосберегающие технологические процессы, оборудование и мероприятия  | 
   
   
    Потенциальная экономия топлива (сокращение удельных затрат)  | 
   
  
| 
   Производство агломерата  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   Увеличение высоты спекаемого слои (с учетом специфики производства)  | 
  
  
   2 - 5 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Накатывание тонкоизмельченного твердого топлива на гранулы окомкованной шихты  | 
  
  
   5 - 7 %  | 
  
 
| 
   Использование горячего воздуха после охлаждения агломерата  | 
  
  
   5 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Комбинированный нагрев шихты  | 
  
  
   2 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Ввод извести в шихту взамен известняка (на 10 кг известняка)  | 
  
  
   1 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Реконструкция агломашины АКМ-312  | 
  
  
   До 6 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Производство окатышей  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   Реконструкция обжиговых машин на современные ОК-520  | 
  
  
   8 - 10 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Совершенствование технологии и тепловых схем обжига окатышей  | 
  
  
   3 - 10 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Увеличение степени рециркуляции газов из зоны охлаждения для целей сушки  | 
  
  
   15 - 20 % (всего потребления в процессе)  | 
  
 
| 
   Увеличение высоты спекаемого слоя (с учетом специфики производства)  | 
  
  
   4 - 5 % (топлива на каждые 100 мм увеличения толщины слоя)  | 
  
 
| 
   Оптимизация грансостава, высоты слоя и диаметра окатышей  | 
  
  
   2 - 3 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Реализация систем подогрева на основе инспекционных горелок  | 
  
  
   До 10 % топлива  | 
  
 
| 
   Реализация высокоинтенсивных режимов обжига  | 
  
  
   До 3 % топлива  | 
  
 
| 
   Автоматизация управления технологическими процессами  | 
  
  
   До 3 % топлива  | 
  
 
| 
   Коксохимическое производство  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   Реконструкция (вывод и ввод) коксовых батарей  | 
  
  
   10 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Термическая подготовка шихты  | 
  
  
   5 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Обеспечение оптимального соотношения «газ - воздух» в отопительной системе коксовых печей  | 
  
  
   1 -1 % (экономия кокса)  | 
  
 
| 
   Сталеплавильное производство  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   Замена мартеновского производства конвертерным и электросталеплавильным  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   Внедрение непрерывной разливки стали (с учетом увеличения выхода годного металла по сравнению с изложницами)  | 
  
  
   35 - 40 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Доменное производство  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   Увеличение содержания железа и железорудной части шихты (на 1 %)  | 
  
  
   1,2 %  | 
  
 
| 
   Увеличение доли окускованных материалов в железорудной части шихты (на 1 %)  | 
  
  
   0,25 %  | 
  
 
| 
   Снижение доли мелочи в агломерационной шихте (на 1 %)  | 
  
  
   0,5 %  | 
  
 
| 
   Повышение температуры дутья (на 10 °C)  | 
  
  
   0,2 %  | 
  
 
| 
   Повышение давления газа на колошнике (на 0,01 МПа)  | 
  
  
   0,3 %  | 
  
 
| 
   Вывод сырых флюсов (на 10 кг извести)  | 
  
  
   0,5 %  | 
  
 
| 
   Снижение влажности дутья (на 10 г/м3)  | 
  
  
   2,0 %  | 
  
 
| 
   Частичная замена кокса (другими энергоносителями) на:  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   природный газ (на 10 м3/т)  | 
  
  
   1,8 %  | 
  
 
| 
   пылеугольное топливо (на 10 кг/т)  | 
  
  
   6,0 кг/т  | 
  
 
| 
   Применение бесконусных засыпных аппаратов (БЗУ)  | 
  
  
   2 % на данной печи  | 
  
 
| 
   Внедрение подвижных колошниковых плит для регулирования газового потока  | 
  
  
   5 - 7 кг/т на данной печи  | 
  
 
| 
   Внедрение радиально-распределительных колец  | 
  
  
   3 - 5 кг/т на данной печи  | 
  
 
| 
   Утилизация тепла дымовых газов воздухонагревателей  | 
  
  
   4 - 6 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Автоматизация и оптимизация режима работы доменных воздухонагревателей  | 
  
  
   До 4 % расхода отопительного газа  | 
  
 
| 
   Прокатное и трубопрокатное производства  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   Организация прямой прокатки непрерывнолитых слябов  | 
  
  
   40 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Горячий посад с МНЛЗ в нагревательные печи температурой не ниже 900 °С  | 
  
  
   30 - 40 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Контролируемая прокатка  | 
  
  
   До 70 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Снижение температуры нагрева металла на 30 °С  | 
  
  
   3 - 5 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Горячий посад металла в нагревательные печи листовых станов от обжимного стана  | 
  
  
   10 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Высокотемпературный подогрев воздуха в рекуператорах (на каждые 100 °С повышения температуры)  | 
  
  
   4 - 5 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Оптимизация режимов нагрева и термической обработки металла, внедрение АСУ  | 
  
  
   10 - 12 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Применение высокоэффективной теплоизоляции стен и сводов нагревательных печей  | 
  
  
   2 - 4 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   То же, подовых труб  | 
  
  
   9 - 14 кг у.т./т  | 
  
 
| 
   Замена толкательных печей на печи с шагающим подом или с шагающими балками  | 
  
  
   15 - 20 кг у.т./т  | 
  
 
Совершенствование структуры металлургического производства, снижение объемов производства топливоемких видов продукции, внедрение реальных энергосберегающих процессов и оборудования позволяют сократить к 1995 г. потребление котельно-печного топлива в черной металлургии до 89,5 млн. т у.т. против 94,236 в 1991 г. (на 5 %). Предполагаемый расход топлива на основные виды продукции в 1995 г. представлен в табл. 6.
Таблица 6 - Предполагаемый расход топлива в 1995 г. на основные виды продукции
| 
    Расход топлива  | 
   
  ||
| 
    тыс. т у.т.  | 
   
   
    %  | 
   
  |
| 
   Агломерат  | 
  
  
   3558,0  | 
  
  
   4,0  | 
  
 
| 
   Окатыши  | 
  
  
   841,0  | 
  
  
   0,9  | 
  
 
| 
   Чугун  | 
  
  
   31293,0  | 
  
  
   35,0  | 
  
 
| 
   Обогрев кауперов  | 
  
  
   4282,0  | 
  
  
   4,8  | 
  
 
| 
   Обогрев коксовых батарей  | 
  
  
   4370,0  | 
  
  
   4,9  | 
  
 
| 
   Сталь мартеновская  | 
  
  
   5612,0  | 
  
  
   6,3  | 
  
 
| 
   Сталь конвертерная  | 
  
  
   450,0  | 
  
  
   0,5  | 
  
 
| 
   Электросталь  | 
  
  
   429,0  | 
  
  
   0,5  | 
  
 
| 
   Прокат  | 
  
  
   8015,0  | 
  
  
   8,9  | 
  
 
| 
   Трубы  | 
  
  
   982,0  | 
  
  
   1,1  | 
  
 
| 
   Энергонужды  | 
  
  
   18600,0  | 
  
  
   20,8  | 
  
 
| 
   Прочие нужды  | 
  
  
   11068,0  | 
  
  
   12,9  | 
  
 
| 
   ИТОГО:  | 
  
  
   89500,0  | 
  
  
   100,0  | 
  
 
Наибольшее снижение расхода топлива - 3,1 млн. т у.т. (кокса) - ожидается в доменном производстве в результате сокращения выплавки чугуна и внедрения ряда энергосберегающих мероприятий (технологий), влияющих на снижение удельного расхода кокса на 1 т чугуна. Снизится расход топлива в агломерационном производстве - на 0,7 млн. т у.т. (за счет сокращения объема производства и внедрения энергосберегающих мероприятий), в мартеновском производстве - на 0,3 млн. т у.т. (вследствие вывода мартеновских печей из эксплуатации) объем вывода и в прокатном производстве - на 0,35 млн. т у.т. (в результате внедрения энергосберегающих мероприятий).
К 1995 г. возрастет расход топлива на производство окатышей, труб, конвертерной стали и электростали.
В целом на перспективу, как и прежде, наиболее топливоемкими останутся: доменное производство, энергонужды и производство проката. Увеличится доля расхода топлива на прочие нужды: производство металлизованных окатышей, термообработку, производство извести, метизов.
От 2 до 5 % сократится удельный расход топлива на основные виды продукции к 1995 г. по сравнению с 1990 г. Удельные расходы топлива на основные виды продукции отрасли в 1995 г. составят, кг у.т./т:
Чугун 570,0
Агломерат 59,0
Окатыши 25,8
Сталь мартеновская 141,4 (увеличение удельного расхода топлива здесь явится следствием вывода двухванных агрегатов с малым расходом топлива)
Прокат 116,8
Трубы стальные 65,0
Обогрев кауперов 78,0
Обогрев коксовых печей 92,4
При общем снижении расхода всего топлива к 1995 г. значительно сократится использование дефицитных видов топлива по сравнению с 1990 г.: мазута с 3,99 до 3,28 млн. т у.т.; коксовой продукции с 32,218 до 28,22 млн. т у.т. (в т.ч. кокса с 28,295 до 25,2 млн. т у.т.). Снизится также потребление доменного газа (с 12,3 до 11,05 млн. т у.т.) и коксового газа (с 9,427 до 8,3 млн. т у.т.) в связи с уменьшением их выхода в результате сокращения объемов производства чугуна и кокса. Абсолютное потребление природного газа также снизится примерно на 230 тыс. у.т., хотя доля его потребления в топливном балансе отрасли к 1995 г. увеличится до 39,2 % против 35,4 % в 1990 г.
К 1995 г. значительно возрастет потребление энергетического угля (на 38,0 %), главным образом в связи с намечаемым объемом вдувания пылеугольного топлива в доменные печи.
Изменение структуры топливного баланса отрасли показано в табл. 7.
Таблица 7 - Структура топливного баланса за 1990 - 1995 гг.
| 
    Объем потребления топлива, тыс. т у.т./%  | 
   
  ||
| 
    1990 г.  | 
   
   
    1995 г.  | 
   
  |
| 
   Уголь  | 
  
  
   2108,8/2,24  | 
  
  
   2900/3,2  | 
  
 
| 
   Мазут  | 
  
  
   3991,7/4,24  | 
  
  
   3280/3,7  | 
  
 
| 
   Природный газ  | 
  
  
   33379,7/35,42  | 
  
  
   35130/39,2  | 
  
 
| 
   Доменный газ  | 
  
  
   12301,2/13,05  | 
  
  
   11050/12,3  | 
  
 
| 
   Коксовый газ  | 
  
  
   9427,5/10,0  | 
  
  
   8300/9,3  | 
  
 
| 
   Коксовая продукция  | 
  
  
   32218,6/34,19  | 
  
  
   28220/31,6  | 
  
 
| 
   в т.ч.: кокс  | 
  
  
   28295,6/30,03  | 
  
  
   25200/28,2  | 
  
 
| 
   коксовая мелочь  | 
  
  
   3514,3/3,73  | 
  
  
   2770/3,1  | 
  
 
| 
   коксик  | 
  
  
   408,7/0,43  | 
  
  
   250/0,3  | 
  
 
| 
   Ферросплавный газ  | 
  
  
   80,0/0,08  | 
  
  
   88/0,1  | 
  
 
| 
   Конвертерный газ  | 
  
  
   -  | 
  
  
   -  | 
  
 
| 
   Промпродукт  | 
  
  
   322,1/0,34  | 
  
  
   202/0,2  | 
  
 
| 
   Прочие виды топлива  | 
  
  
   405,4/0,44  | 
  
  
   330/0,4  | 
  
 
| 
   ВСЕГО  | 
  
  
   
  | 
  
  
   
  | 
  
 
| 
   потребность в топливе  | 
  
  
   94235,8/100,0  | 
  
  
   89500/100,0  | 
  
 
К 1995 г. более половины своей потребности в топливе отрасль должна покрывать, как и прежде, за счет собственных энергоресурсов.
По предварительным расчетам, экономия топлива в черной металлургии за период 1991 - 1995 гг. в результате внедрения реальных энергосберегающих технологий и оборудования в основных производствах отрасли может составить 4,3 млн. т у.т. (5 % суммарной потребности черной металлургии России в 1995 г.).
Разработанные удельные показатели экономии топлива на 1 т продукции при внедрении энергосберегающих мероприятий в основных производствах черной металлургии помогут потенциальным потребителям (эксплуатационникам и проектировщикам предприятий черной металлургии) при выборе новой энергосберегающей технологии и составлении плана мероприятий по энергосбережению на перспективу.
Для получения более полной картины ожидаемой экономии топлива в черной металлургии на перспективу необходимо продолжить работу с привлечением технологических институтов отрасли и разработать полную программу по энергосбережению в черной металлургии, указав металлургические предприятия, объем внедрения энергосберегающего мероприятия, получаемую экономию, необходимое оборудование и капитальные вложения для осуществления данного мероприятия. Необходимо выявить перспективные НИР и ОКР, которые должны быть проведены, чтобы обеспечить экономию топлива в черной металлургии.
В числе прочих предлагается провести работу по инвентаризации действующего теплотехнического оборудования.
Целесообразно развивать в рамках специальной программы работы по разработке стандартов на теплотехническое оборудование, регламентирующих нормативы расхода топлива и энергии, в частности, на:
- агломерационные машины;
- обжиговые машины для производства окатышей;
- коксовые батареи;
- нагревательные печи;
- термические печи;
- горелки.
Для проведения работ по стандартизации целесообразно шире привлечь отраслевые и подотраслевые проектные и научно-исследовательские организации.
Необходима разработка методик оценки технико-экономической эффективности предлагаемых мероприятий, разработка мер экономического стимулирования создания и внедрения ресурсосберегающих технологий в металлургии.
На эффективность использования топлива и энергии в черной металлургии зарубежных стран основное влияние оказывают следующие факторы:
- переход на энергосберегающие технологии;
- повышение производительности агрегатов и снижение материалоемкости продукции;
- повышение уровня организации производственных процессов,
- совершенствование энергетического оборудования для предприятий черной металлургии;
- снижение всех видов энергетических потерь и увеличение степени использования вторичных энергоресурсов.
1) Агломерационное производство
Снижение расхода топлива достигнуто за счет таких мер, как:
- подготовка шихты к спеканию: автоматизация операции усреднения, дозирования, укладки шихты (позволяет регулировать среднее содержание железа в пределах ±0,2 % для кусковой руды и ±0,05 % - для рудной мелочи), стабилизация основности агломерата (до 0,025 %);
- ввод в шихту различных добавок (извести, конвертерного шлака) вместо известняка (экономит 3 - 5 кг топлива на 1 т агломерата);
- увеличение высоты слоя аглошихты до 500 - 700 мм (снижает расход топлива с 50 до 40 кг/т);
- комбинированный нагрев шихты теплом отходящих газов (рециркуляция 50 % отходящих газов уменьшает расход коксика на 70 %);
- замена коксовой мелочи другими видами топлива, например антрацитом;
- раздельное окомкование (позволяет снизить расход извести на 30 кг/т и топлива на 12 - 30 %);
- раздельная подача топлива в два барабана-смесителя (сокращает расход коксика, увеличивает прочность гранул и производительность агрегата).
2) Производство окатышей
Снижению расхода топлива способствуют:
- применение крупных обжиговых машин с площадью спекания около 600 м2;
- увеличение высоты слоя окатышей до 500 мм (экономия топлива до 10 %);
- интенсификация всех технологических процессов, включая сушку и охлаждение окатышей, и повышение степени рециркуляции газовых потоков;
- использование комбинированных установок, в которых для сушки окатышей используют часть газов зоны охлаждения (удельный расход тепла ниже на 18 - 20 %, чем на обычных конвейерных машинах);
- совершенствование горелочных устройств с использованием высокотемпературного воздуха;
- применение доломитизированных и пористых окатышей (расход кокса снижается соответственно на 40 - 50 кг/т и 5 - 19 кг/т чугуна), а также окатышей с добавкой оливинов (экономия кокса 2 - 3 кг/т чугуна).
3) Доменное производство
Все страны уделяют большое внимание снижению расхода кокса на выплавку чугуна.
а) Улучшение качества шихтовых материалов (усреднение по химическому составу, сужение пределов крупности агломерата и кусковой руды, применение окатышей с высоким содержанием железа). Доменные печи Японии работают на железорудной шихте, содержащей фракции до 5 мм не выше 2 - 3 %, доля окускованного сырья около 90 %, а содержание железа в железорудной части шихты примерно 60 %. С хорошими показателями работают доменные печи США и Канады, где значительную долю в шихте составляют окисленные окатыши (50 - 70 %).
б) Широкое применение бесконусных загрузочных устройств (БЗУ) и подвижной брони колошника при конусных загрузочных устройствах способствовало лучшему распределению шихты по сечению доменной печи, увеличило использование восстановительной способности доменного газа и, следовательно, привело к снижению расхода кокса. По данным фирм ФРГ экономия кокса составила 30 - 40 кг/т, в Японии - до 10 кг/т.
в) Повышение температуры доменного дутья. Оснащение доменных печей высокотемпературными воздухонагревателями позволяет повысить температуру дутья св. 1250 °С. (На заводах Японии она превышает 1300 °С).
г) Повышение давления газа на колошнике. Современные доменные печи рассчитаны на работу с давлением газа на колошнике более 2 атм, что экономит расход кокса. (В Японии доменные печи объемом 3000 м3 и более работают с давлением 2 - 3 атм).
д) Применение осушенного дутья позволяет не только снизить содержание влаги в дутье, но и поддерживать его на постоянном уровне. Опыт работы доменных печей Японии дал снижение расхода кокса на 7 - 10 кг/т чугуна при уменьшении влажности дутья на каждые 10 г/м3, а также снизил расход топлива в воздухонагревателях.
е) Применение заменителей кокса. В технологию доменного процесса прочно вошло вдувание в горн доменных печей различных видов топлива: газообразного, жидкого и твердого.
Природный газ: наибольшее распространение вдувание природного газа получило в США и Канаде (удельный расход достигает 50 - 70 м3 на 1 т чугуна). Вдувание природного газа свыше 60 м3/т эффективно только с применением дутья, обогащенного кислородом.
Мазут: наиболее широкое применение вдувание мазута получило в свое время в Японии (40 - 60 кг/т). Однако в связи с повышением цен на мазут, начиная с 1979 г. доменные печи постепенно переводились на работу без вдувания мазута. В Западной Европе расход мазута составляет 90 кг/т при работе на богатой шихте и 110 - 130 кг/т при работе на бедной шихте. Применяется также вдувание водомазутной и водосмоляной эмульсии в количестве до 130 кг/т. В ФРГ максимальный расход мазутобутановой смеси достиг 148 кг/т.
Пылеугольное топливо (ПУТ): уголь становится основным заменителем мазута в черной металлургии, особенно это характерно для Японии и ФРГ. Из 33 доменных печей Японии в 1990 г. 23 печи работали с вдуванием ПУТ (в среднем 47 кг/т). В Западной Европе половина всех доменных печей снабжена устройствами для вдувания ПУТ. В ФРГ использование ПУТ в доменном производстве впервые началось в 1985 г. На заводе в Хамборне фирмы «Тиссея» лучшее достижение - 130 кг ПУТ/т чугуна. Максимальное количество ПУТ в ФРГ составило 173 кг/т (на заводе в Швельгерне). В США до 1990 г. лишь одна металлургическая компания (фирма «Армко стил») применяла этот способ снижения расхода кокса, начиная еще с 1963 г. Ныне несколько компаний изучают возможности этого способа для своих предприятий. Кроме того, компания «Бетлихем стил» заключила соглашение с Министерством энергетики США о совместном финансировании (около 144 млн. долл.) исследований технологии вдувания ПУТ на двух доменных печах завода этой фирмы в Берис Харборе (доля «Бетлихем стил» составит при этом 112,5 млн. долл.). Целью разработки является замена использования мазута и природного газа, вдуваемых в доменные печи, а также сокращение удельного расхода кокса путем вдувания ПУТ порядка 182 кг/т чугуна. Работы проводятся в течение 1991 - 1994 гг. Полученные результаты будут передаваться и другим металлургическим компаниям США.
4) Прокатное производство
Снижение энергозатрат в прокатном производстве и вопросы экономии энергии остаются важной проблемой для черной металлургии всех стран. Совершенствование энергопотребления идет по следующим направлениям:
- совершенствование нагревательных средств, обеспечивающих повышение эффективности использования топлива:
- создание технологических линий, обеспечивающих максимальное использование тепла металла предыдущих процессов;
- утилизация тепла продуктов сгорания и охлаждаемых элементов нагревательных устройств;
- увеличение доли непрерывнолитых заготовок.
а) Ввод МНЛЗ благодаря устранению операций нагрева слитков в нагревательных колодцах и их последующей обработке на обжимных станах позволил сократить энергетические затраты на 15 %, удельный расход топлива на 20 кг/т. Эта энергосберегающая технология получила широкое распространение в разных странах. В Японии доля МНЛЗ выросла к 1990 г. до 94 %, в ФРГ - до 91,3 %, США - 67,1 %. По оценке экспертов из металлургических и машиностроительных компаний, США достигнут 90 %-ного уровня разливки стали на МНЛЗ не ранее 1994 г. или даже к 2000 г.
б) Нагревательные колодцы
За рубежом широко применяют наиболее современные рекуперативные колодцы с верхними горелками, которые компактны и характеризуются меньшими удельными затратами на 1 т металла. Экономия энергии складывается из многих составляющих:
- повышение температуры воздуха (в Японии до 700 °С, США - 550 °С, газа (коксодоменного) до 300 °С. В ФРГ - до 600 °С в кассетных рекуператорах системы «Вагнер-БИРО»;
- повышение теплосодержания слитков при посаде в колодцы - посад слитков с жидкой сердцевиной (Япония, США, ФРГ), сокращение пребывания слитков на раздаточных тележках и футеровка тележек;
- увеличение площади загрузки колодца (Япония, до 43 %);
- снижение содержания кислорода в отходящих газах с 1,5 до 0,5 % путем применения специальных газоанализаторов на кислород (США, Япония);
- снижение температуры колодка (с 1300 до 1250 °С) при выдаче слитков, регулирование режима нагрева слитков.
в) Нагревательные печи:
- создание высокопроизводительных и экономичных печей; печи с шагающим подом и шагающими балками, взамен устаревших методических печей (США, Японии);
- создание нового типа изоляции на опорной системе - двойной изоляции с использованием в качестве первого слоя керамического волокна, а в качестве второго - бетона огнеупорностью 1600 °С (Япония), а также использование для футеровки печей пластичных масс вместо штучных огнеупоров (США, Япония, ФРГ, Великобритания). Экономия топлива 20 %;
- оптимизации нагрева металла, снижение температуры нагрева слябов и заготовок Экономия 10 % (на пятизонных печах в Японии и толкательных печах в Великобритании);
- увеличение температуры подогрева воздуха до 400 - 600 °С в рекуператорах новой конструкции (ФРГ, США, Великобритания).
г) Термические печи:
- создание новых горелочных устройств с системой регулирования;
- применение печей с более удлиненной подогревательной зоной;
- применение футеровки из керамического волокна, создание новых уплотнений печей и заслонок;
- оптимизации режимов работы печей, использование ЭВМ.
д) Прямая прокатка и прокатка с горячим всадом бездефектных катаных и непрерывнолитых горячих слябов:
- прямая прокатка применяется от МНЛЗ (первой страной была Япония). Чтобы сохранить температуру сляба не менее 90 °С, применяют тепловые экраны или теплоизоляционные крышки на подводящих рольгангах, устройства для подогрева кромок слябов, используют индукционные нагреватели либо томильные печи для гомогенизации структуры металла и подогрева, закрытые туннели для транспортирования слябов;
- при прокатке с промежуточным подогревом (горячим всадом) используют как катаные, так и непрерывнолитые слябы. При транспортировании на значительные расстояния применяют специальные тележки с термоизоляцией. По такому способу работают заводы Японии, США, Канады.
е) Совмещенные и непрерывные процессы в прокатном производстве:
- совмещение процессов прокатки и термоупрочнения в одной агрегатной линии;
- совмещение процессов холодной прокатки, отжига, термообработки и отделки в одной линии.
ж) До конца 90-х годов основным направлением деятельности зарубежных металлургических компаний будет стремление к повышению качества металла и сохранение (либо расширение) рынка потребления стального проката при одновременном снижении издержек производства. В черной металлургии ФРГ возможности повышения эффективности энергопотребления (то есть снижения удельных затрат топлива и энергии) в основных производствах отрасли считаются практически исчерпанными. Поэтому в 90-х годах усилился интерес крупных компаний к освоению нетрадиционных способов: бескоксовой выплавки чугуна и непрерывных процессов типа «руда - сталь», а также к непрерывной отливке тонких (≤ 50 мм) слябов и полос. С этими технологиями связывают, в частности, возможность решения стоящих перед черной металлургией экологических проблем, а не только снижение энергоемкости.
| 
   Печи индукционные тигельные сетевой частоты для выплавки чугуна для литья. Нормативы расхода энергии  | 
 |
| 
   Печи дуговые сталеплавильные. Нормативы расхода энергии  | 
 |
| 
   Печи с шагающим подом и печи с шагающими балками для нагрева черных металлов. Удельные расходы энергии  | 
 |
| 
   Печи толкательные и печи с вращающимся подом для нагрева черных металлов. Удельные расходы энергии  | 
 |
| 
   Печи протяжные для нагрева стальной полосы. Показатели энергопотребления  | 
 
Ключевые слова: котельно-печное топливо, экономия, энергосбережение, черная металлургия, производство агломерата, окатышей, коксохимическое, доменное, сталеплавильное, прокатное, трубопрокатное производство, топливный баланс