Информационная система
«Ёшкин Кот»

XXXecatmenu

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ВАГОНЫ-ЦИСТЕРНЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ГОСТ 10674-82

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ВАГОНЫ-ЦИСТЕРНЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм

Общие технические условия

Tank cars of 1520 mm gauge main line railways.
General specifications

ГОСТ
10674-82*

Взамен
ГОСТ 10674-75

* Переиздание (март 1986 г.) с Изменением № 1, утвержденным в сентябре 1985 г. (ИУС 12-85).

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17 марта 1982 № 1098 срок действия установлен

с 01.01.83
до 01.01.88

в части п. 2.18

с 01.01.87

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на вагоны-цистерны (далее - цистерны) для перевозки жидких и газообразных продуктов, расплавленных веществ и сыпучих материалов, физико-химические свойства которых позволяют перевозить их в указанных цистернах.

1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. Типы и основные параметры цистерн по нормативно-технической документации на конкретные типы в соответствии с физико-химическими свойствами перевозимых грузов.

1.2. Габариты цистерн - по ГОСТ 9238-83.

1.3. Максимальная расчетная нагрузка от колесной пары на рельсы - по ГОСТ 22780-77.

(Новая редакция, Изм. № 3).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Цистерны должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, по техническим условиям на конкретный тип цистерн, по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. Конструкция цистерн должна соответствовать «Нормам для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)», утвержденным МПС СССР и Минтяжмаш СССР.

(Новая редакция, Изм. № 3).

2.3. Цистерны должны изготовляться в исполнении У, категории размещения 1 по ГОСТ 15150-69. По требованию заказчика допускается изготовлять цистерны в исполнении ХЛ, категории размещения 1 по ГОСТ 15150-69.

2.4. Цистерны должны проектироваться с учетом расширения перевозимого продукта при повышении наружной температуры.

Объем недолива определяется в зависимости от вида перевозимого продукта.

2.5. По требованию заказчика должны изготовлять цистерны с переходными площадками, концевыми балками, приспособленными для установки буферных комплектов, с соответствующими изменениями параметров цистерн.

(Новая редакция, Изм. № 3).

2.6. Котлы цистерн для перевозки сжиженных газов, давление которых при температуре до 50 °С превышает 68,6 кПа (0,7 кгс/см2), и жидких, сыпучих и затвердевающих грузов под давлением свыше 68,6 кПа (0,7 кгс/см2), а также котлы цистерн для перевозки жидкостей, сыпучих и затвердевающих грузов, в которых отсутствует избыточное давление, но опорожняемые газом или воздухом под давлением свыше 68,6 кПа (0,7 кгс/см2), должны соответствовать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором СССР.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.7. Котлы цистерн должны быть оборудованы люками-лазами, предохранительными или предохранительно-впускными клапанами, сливно-наливным или разгрузочным устройствами, наружной лестницей с помостами, загрузочными люками и другими устройствами, необходимыми для нормальной и безопасной транспортировки грузов и выполнения погрузочно-разгрузочных операций.

Конкретные типы цистерн, установленные заказчиком, должны быть оборудованы запорно-блокировочными устройствами.

В зависимости от назначения цистерн котлы могут быть оборудованы теплообменным устройством, теневой защитой, теплоизоляционным покрытием.

Котлы цистерн с нижним сливом должны быть оборудованы универсальным сливным прибором. Допускается применение других сливно-наливных устройств по техническим условиям на цистерны конкретных типов.

2.8. Конструкция котлов цистерн должна обеспечивать полный слив или выгрузку продуктов. Величина уклона к сливным приборам - по техническим условиям на цистерны конкретных типов.

(Новая редакция, Изм. № 3).

2.9. Тележки цистерн должны изготовляться по ГОСТ 9246-79, колесные пары - по ГОСТ 4835-80.

2.10. Цистерны должны быть оборудованы автоматическим тормозом, автосцепным устройством, автоматическим регулятором рычажной передачи, регулятором грузовых режимов торможения и стояночным тормозом.

Конструкция тормозной рычажной передачи должна допускать установку чугунных и композиционных колодок.

По согласованию изготовителя с заказчиком цистерны должны быть изготовлены без авторежима.

2.11. Установочные размеры автосцепного устройства - по ГОСТ 3475-81, литые детали автосцепки - по ГОСТ 22703-77.

2.12. Тормозная воздушная магистраль должна изготовляться из бесшовных холоднодеформированных труб по ГОСТ 8733-74 и ГОСТ 8734-75.

Допускается применять по согласованию с МПС СССР усиленные трубы по ГОСТ 3262-75.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.13. Соединительные рукава - по ГОСТ 2593-82.

2.14. Монтаж и наладка электрооборудования цистерн с электрообогревом должны производиться в соответствии с «Правилами устройства электроустановок», утвержденными Госэнергонадзором и конструкторской документацией, утвержденной в установленном порядке.

2.15. На рамах цистерн должно быть предусмотрено специальное устройство для перемещения вагона безрельсовым транспортом.

2.16. Основные элементы котлов, несущие элементы рамы, детали и сборочные единицы цистерн должны изготовляться из сталей: низколегированной по ГОСТ 19281-73 и ГОСТ 19282-73, низколегированной и углеродистой по ГОСТ 5520-79.

Допускается по согласованию с заказчиком применение углеродистых сталей по ГОСТ 380-71, ГОСТ 1050-74, ГОСТ 6713-75.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.17. Котлы, детали арматуры, предохранительных, сливно-наливных или разгрузочных устройств специальных цистерн, используемых для перевозки продуктов, требующих особой чистоты, и продуктов, вызывающих активную коррозию, внутренних поверхностей котлов, должны быть изготовлены из коррозионно-стойких сталей по ГОСТ 5632-72, ГОСТ 7350-77 или двухслойных сталей по ГОСТ 10885-85, а также из алюминиевых сплавов.

2.18. Котлы вагонов-цистерн для нефтепродуктов должны иметь внутреннее защитное покрытие по ГОСТ 1510-84 или по согласованию с заказчиком должны быть изготовлены из коррозионно-стойких сталей, двухслойных сталей или алюминиевых сплавов.

(Новая редакция, Изм. № 3).

2.19. Поковки и штамповки - по ГОСТ 8479-70 и ГОСТ 7505-74, чугунные и стальные отливки - по ГОСТ 26358-84 и ГОСТ 977-75.

Группы поковок - по видам испытаний, категории поковок и группы литых деталей в зависимости от их назначения устанавливаются рабочими чертежами, утвержденными в установленном порядке.

2.20. Детали из древесины и древесных материалов - по ГОСТ 3191-82.

2.21. Крепежные детали цистерн - по ГОСТ 1759.1-82 - ГОСТ 1759.3-83. Классы прочности и группы, а также марки сталей крепежных деталей - по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.22. Подготовка узлов и деталей к сварке, производство сварочных работ, марки применяемых электродов, проволоки, флюсов, качество сварных швов и соединений - по нормативно-технической документации на них.

2.23. Цистерны, кроме внутренних поверхностей котлов и мест, специально предусмотренных на чертежах, должны быть окрашены.

Лакокрасочные покрытия должны соответствовать VII классу по ГОСТ 9.032-74, группе условий эксплуатации У1 по ГОСТ 9.104-79.

2.24. Резьба болтов, кроме болтовых соединений внутри котлов цистерн для перевозки химических и пищевых продуктов, трущиеся поверхности рычагов, тяг, осей должны быть смазаны осевым маслом по ГОСТ 610-72 или синтетическим солидолом по ГОСТ 4366-76.

2.25. При постановке рамы на тележки рабочие поверхности подпятниковых мест должны быть сказаны синтетическим солидолом по ГОСТ 4366-76.

2.26. Назначенный срок службы до списания цистерн для светлых нефтепродуктов - 32 года, цистерн для сжиженных газов: хлора - 20 лет, аммиака, углеводородных газов и легкого углеводородного сырья - 40 лет. Срок службы до первого капитального ремонта цистерн для светлых нефтепродуктов - 16 лет, цистерн для сжиженных газов: хлора - 10 лет, аммиака, углеводородных газов и легкого углеводородного сырья - 15 лет. Назначенный срок службы до первого деповского ремонта цистерн для светлых нефтепродуктов - 2 года, цистерн для сжиженных газов (хлора, аммиака, углеводородных газов и легкого углеводородного сырья) - 2 года.

Сроки службы остальных цистерн - по техническим условиям на цистерны конкретных типов.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

2.27. Установленная безотказная наработка цистерн для светлых нефтепродуктов - 2 года, цистерн для сжиженных газов: хлора - 1 год, аммиака, углеводородных газов и легкого углеводородного сырья - 2 года.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Конструкция цистерн должна соответствовать «Типовым требованиям по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта», утвержденным МПС.

3.2. В верхней части котла цистерны должен быть лазовый люк диаметром не менее 450 мм и помост с ограждением.

3.3. Цистерны должны быть оборудованы наружными лестницами с поручнями и подножками.

На концевой части цистерны в зоне шкворневой балки со стороны расцепного рычага должны быть размещены подножки с поручнями для составителей поездов.

При расположении лестниц на консольных частях цистерн допускается по согласованию с заказчиком и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта совмещение подножки для составителя с лестницей.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

3.4. Помосты и ступеньки наружных лестниц должны быть изготовлены из рифленой стали или просечно-вытяжного листа.

Помосты из рифленой стали должны иметь вырезы для стока попадающей на них жидкости.

3.5. Конструкция цистерн должна исключать попадание продукта на тормозное оборудование.

3.6. Рабочие органы предохранительных и предохранительно-впускных клапанов должны быть закрыты защитным колпаком.

3.7. Цистерны, предназначенные для перевозки продуктов, при наливе которых открытой струей в их массе может накапливаться статическое электричество, должны заполняться по трубам или рукавам, опущенным на дно цистерны.

Подвижные детали оборудования котлов цистерн, при наливе которых в продукте может накапливаться статическое электричество, должны быть изготовлены из материалов или иметь покрытия, исключающие искрообразование при соударениях.

Указанные цистерны, а также цистерны с электрообогревом должны иметь приспособление для подсоединения заземления, над которым следует нанести знак заземления по ГОСТ 21130-75.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

3.8. Цистерны должны быть оборудованы поручнями для сцепщика, приспособлениями для крепления концевых сигнальных устройств.

3.9. Цистерны должны иметь устройства, предохраняющие от падения на путь шарнирно-закрепленных сборочных единиц и деталей.

3.10. Конструкция цистерн и расположение оборудования должны обеспечивать безопасность обслуживающего персонала, удобный доступ к оборудованию при обслуживании, осмотре, ремонте, монтаже и демонтаже.

3.11. Требования пожаро- и взрывобезопасности, а также требования к надписям и знакам безопасности должны устанавливаться в технических условиях на конкретный тип цистерн.

4. КОМПЛЕКТНОСТЬ

4.1. В комплект цистерны входят индивидуальные ЗИПы по техническим условиям на конкретный тип цистерн.

4.2. К комплекту прикладывается эксплуатационная документация:

технический паспорт грузового вагона по форме, утвержденной МПС;

техническое описание и инструкция по эксплуатации цистерны в количестве, согласованном с заказчиком.

По требованию заказчика к комплекту должна прикладываться ремонтная документация в объеме, согласованном между изготовителем и заказчиком.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

4.3. Кроме того, к каждой цистерне, изготовляемой в соответствии с п. 2.6, должны прикладываться:

паспорт сосуда, работающего под давлением, с приложением к нему чертежей общего вида цистерны, котла и расчета его на прочность;

паспорт, техническое описание и инструкция по эксплуатации на предохранительный клапан.

5. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

5.1. Для проверки соответствия цистерн требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.

5.2. Приемо-сдаточным испытаниям должна подвергаться каждая цистерна на соответствие всем требованиям настоящего стандарта, техническим условиям на конкретный тип цистерн и рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

5.3. Периодические испытания цистерн должны проводиться в соответствии с ГОСТ 15.001-73.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

5.4. Типовые испытания должны проводиться после внесения изменений в конструкцию или технологию изготовления для оценки эффективности и целесообразности внесенных изменений по программе и методике, утвержденной в установленном порядке.

6. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

6.1. Проверка габаритности (п. 1.2) - по ГОСТ 9238-83.

6.2. Соответствие требованиям пп. 2.7; 2.10; 2.24; 2.25; 3.3 - 3.6; 3.8 - 3.10 следует проверять внешним осмотром на готовых цистернах: сборку и установку котла, рамы, тележек, лестниц, помостов, предохранительных устройств, автосцепного и тормозного оборудования, цвет и качество окраски, нанесение надписей.

6.3. Контроль качества сварных соединений должен проводиться по ГОСТ 3242-79, а также по ГОСТ 7512-82 или ГОСТ 14782-86.

Механические испытания сварных швов котлов (п. 2.6) - по ГОСТ 6996-66.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

7. МАРКИРОВКА

7.1. На каждой цистерне должна быть нанесена маркировка в местах, указанных на рабочих чертежах.

7.2. На одной из боковых балок рамы цистерны должна быть прикреплена табличка с указанием:

товарного знака предприятия-изготовителя;

порядкового номера цистерны по системе нумерации предприятия-изготовителя;

года изготовления.

7.3. Цистерны, на которые распространяются правила Госгортехнадзора СССР, должны иметь маркировку и надписи в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденными Госгортехнадзором СССР.

8. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

8.1. Цистерны должны эксплуатироваться в соответствии с утвержденными МПС правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР и инструкцией по содержанию и ремонту подвижного состава, техническим описанием и инструкцией по эксплуатации на конкретный тип цистерн.

8.2. Цистерны должны использоваться по назначению.

9. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

9.1. Изготовитель гарантирует соответствие цистерн требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации.

9.2. Гарантийные сроки устанавливаются в технических условиях на конкретные типы цистерн.

 

 



© 2013 Ёшкин Кот :-)